Прочитали зимой с Олей совершенно потрясающую книгу. Про войну, и про жизнь в варшавском гетто
Книга автобиографическая, автор ее родился в Польше в 1931 году. Наверное, так же, как его герой, Алекс - жил в обычной еврейской семье, они ездили в гости к бабушке и дедушке, жили где-то... где хотели
А потом началась 2-я Мировая война. Варшавское гетто было создано в марте 1940-го года, 16 ноября 1941 года огорожено стеной, выход за которую без соответствующих документов карался смертной казнью.
Эти фотографии я сделала в августе 2013 года, когда мы целый день гуляли по центру Варшавы.
Варшавское гетто было самым большим в оккупированной Европе, на его территории размером в 306 гектаров, по данным военной переписи, оказалось почти полмиллиона человек. Часть города огородили стеной, по верху она была усыпана битым стеклом. Поляков выселили наружу, евреев впихнули внутрь. Много евреев - варшавских, из других городов Польши.
Но родители пытаются обеспечить детям обычную нормальную жизнь. Как в фильме «Жизнь прекрасна». Правда, Алекс уже взрослый, он всё понимает. Но мама говорит ему - видишь, как хорошо, что мы переехали, ты же всегда мечтал спать с нами в одной комнате.
Жизнь в гетто была ужасной. Перенеселение, теснота, болезни и голод. Официальная потребительская норма выдаваемых продуктов в день составляла 184 ККал, каждый день умирали прямо на улицах десятки детей и взрослых. В основном, конечно, приезжие - те, кто не смогли взять много ценностей и вещей. Варшавянам приходилось чуть легче, тут были богатые врачи, музыканты, банкиры. Почти у всех были знакомые поляки.
Сразу же была налажена огромная система контрабанды. В гетто непрерывно шли потоки еды, не бесплатно. Благодаря этому можно было выжить, постоянно обменивая вещи на еду. Кто-то мог работать на фабриках, которые немцы разрешили устроить в гетто.
Вот статья про жизнь в гетто до лета 1942 года, там много интересного. А потом началась ликвидация. Обитателей гетто массово вывозят в Треблинку. 6 августа 1942 года туда отправился вместе со своими воспитанниками Януш Корчак. Пропадает и мама Алекса - просто однажды не возвращается с улицы домой. Операция по ликвидации Варшавского гетто началась в три часа ночи 19 апреля 1943 года. Есть предположение, что дата начала операции была связана с началом еврейского праздника Песах (вечером 19 апреля) или днём рождения Гитлера (20 апреля). Когда батальон СС вошел на территорию гетто, по нему открыли огонь, оружия тут тоже было много. Началось восстание.
1,5 тысячи евреев - молодежь, дети, ортодоксы (они взяли в руки оружие с благословения раввинов), сражались против регулярной немецкой армии, войск СС, артиллерии и бронетехники почти месяц. Они продержались дольше, чем армиии европейских стран, например той же Польши и Франции.
16 мая Юрген Штрооп (руководитель операции по уничтожению гетто) официально объявил об окончании «большой акции» и начал отвод своих сил. Но столкновения с разрозненными группами повстанцев происходили ещё в июне и июле. В середине июля немцы принялись систематически взрывать развалины в гетто, однако группы вооружённых евреев снова прокрадывались в уже, казалось, очищенную зону. Поэтому осенью немцы, прочёсывая бывшее гетто, ещё раз стали взрывать развалины.
По воспоминаниям поляков, отдельные перестрелки и выстрелы слышались с территории гетто до самого Варшавского восстания 1944 года.
Вики В книге основные события происходят как раз после ликвидации гетто. Алексу удается спастись, ему во чтобы то ни стало надо дождаться папу в условленном месте. Это место - руины разбомбленного в самом начале войны дома. В подвале прятаться нельзя, в подвалах немцы ищут в первую очередь. И тогда Алекс устраивает себе «гнездо» на остатках второго и третьего этажа, небольших кусочках кухонного пола, прикрепленных к уцелевшей стене.
Читать, как выживает 11-летний ребенок, лежа с таким же 11-летним ребенком под боком, очень тяжело. Конечно, они разные. Я уверена, что и Оля, да и мы сами, не выдержали бы там ни дня :( Оля даже не читала «Робинзона Крузо». А Алекс читал, и это ему очень помогает. Он вообще читает очень много, и второе, что он берет в разрушенных домах после продуктов - это книги. А еще у него есть друг, мышонок Снежок. Алекс отдаёт ему последние крошки, играет, учит нехитрым трюкам
Во время восстания Алекс спасает раненного повстанца, затаскивает его к себе в «дом».
И что меня поразило, они и в это страшное время продолжают мечтать. Мечтать о земле Израиля, Эрец-Исраэль.
Целая страна, где никто не смеет дразнить тебя за твой нос или волосы - представляете?
Алекс выживает один, на своём «острове» почти 10 месяцев - до января 1944 года. Один, прячась в кухонном шкафу под подоконником. Помните, такие шкафы были в старых домах? И нас в Пятом доме они тоже есть, я рассказываю об этом на экскурсии и показываю вентиляционное отверстие в стене дома - кое где они до сих пор сохранились. В такое же отверстие Алекс наблюдает за жизнью польской стороны.
Наверное, в Варшаве эти шкафы были побольше, так же как и проёмы окон. Зимой 1944 года, после «окончательного решения еврейского вопроса», стену начинают сносить, в книге тоже про это есть. И поляки радостно вернулись в свои дома. Никому ведь не нравится жить на половине улицы, верно?
Книга заканчивается хорошо, в конце происходит настоящее чудо. И Алекс, вернее сначала Ежи Хенрик, а потом Ури наверное как-то окажется в земле обетованной.
А от гетто в Варшаве остались только такие вот полосочки на земле.
Сейчас евреев в Польше нет. После войны уехали те, кто сумели выжить. Так же, как Алекс.
И еще - сохранился маленький кусочек стены, в квартале между улицами Сиенна и Тверда.
В августе 2013 года мы увидели там прекрасных еврейских подростков - они клали камушки и фотографировались на фоне.
Отправить фото бабушке или дедушке в Израиль или в Америку? Наверное.
Все, что осталось от жизни полумилиона человек - кусочек стены. И еще книги.
#веснаестьвесна