Кто изменит этому честному слову - не получит пощады, пока не сосчитает, сколько в море песку, сколько листьев в лесу, сколько с неба падает дождевых капель. Захочет идти вперед - посылай назад, захочет идти налево - посылай направо. Как я ударяю моей шапкой о землю, так гром поразит того, кто нарушит это честное слово. Бороться и искать, найти и не сдаваться!
Спустя 12 (
двенадцать лет, Карл!!!) лет после того, как я узнала, что в Пскове, в детской библиотеке работает музей романа Вениамина Каверина «Два капитана», я смогла в него попасть.
Ведь Псков для меня навсегда - это город Энск из любимого романа юности.
Помню просторный грязный двор и низкие домики, обнесенные забором. Двор стоял у самой реки, и по веснам, когда спадала полая вода, он был усеян щепой и ракушками, а иногда и другими, куда более интересными вещами. Так, однажды мы нашли туго набитую письмами сумку, а потом вода принесла и осторожно положила на берег я самого почтальона. Он лежал на спине, закинув руки, как будто заслонясь от солнца, еще совсем молодой, белокурый, в форменной тужурке с блестящими пуговицами: должно быть, отправляясь в свой последний рейс, почтальон начистил их мелом.
Сумку отобрал городовой, а письма, так как они размокли и уже никуда не годились, взяла себе тетя Даша. Но они не совсем размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась.
Каждый вечер тетя Даша читала вслух по одному письму, иногда только мне, а иногда всему двору. Это было так интересно, что старухи, ходившие к Сковородникову играть в "козла", бросали карты и присоединялись к нам.
Одно из этих писем тетя Даша читала чаще других - так часто, что, в конце концов, я выучил его наизусть. С тех пор прошло много лет, но я еще помню его от первого до последнего слова.
«Глубокоуважаемая Мария Васильевна! Спешу сообщить Вам, что Иван Львович жив и здоров. Четыре месяца тому назад я, согласно его предписаниям, покинул шхуну, и со мной тринадцать человек команды. Надеясь вскоре увидеться с Вами, не буду рассказывать о вашем тяжелом путешествии на Землю Франца-Иосифа по плавучим льдам. Невероятные бедствия и лишения приходилось терпеть.....»
Здесь Саня Григорьев ловил раков напротив Гремячьей башни, здесь жила семья капитана Татаринова до отъезда в Москву.... И здесь родился и вырос автор романа, Венечка Зильбер.
Музей занимает один зал детской библиотеки. Вернее нет, все серьёзно - областной библиотеки для детей и юношества (извините, ПОБДЮ :)). Я не могла попасть в нее в течение нескольких наших приездов в Псков. То нерабочий день у них, то реконструкция.
И поэтому когда в тот вечер я просто вошла в библиотеку, спросила, можно ли и вошла в этот зал - то просто начала рыдать от чуЙств. Напугала прекрасную девушку :)
Музей - витрины по периметру зала. Фотографии, книги, подарки гостей города.
Венечка Зильбер - младший из шести детей капельмейстера 96-го пехотного Омского полка Абеля Абрамовича Зильбера и его жены - урождённой Ханы Гиршевны (Анны Григорьевны) Дессон, владелицы музыкальных магазинов.
Две старших девочки, четыре мальчика - счастливая семья
Все талантливы. Кто-то пошел в мать и отца - музыканты
А кто-то пишет. Кажется, в Первой Псковской гимназии пишут все (или хорошо считают, как Вова Брадис.
Я обратила внимание на количество еврейских фамилий. Псков - не черта оседлости, евреи начали селиться там только в середине XIX века. Иноверцев брали в гимназии (сразу вспоминаем «Кондуит и Швамбранию») по квоте. Но квота позволяет учиться всем желающим.
Закон Божий иноверцы не изучают - плюрализм!
Вениамин самый младший в компании. Братья Зильберы, Юра Тынянов. С ним Каверин связан на всю жизнь - Тынянов женится на одной из сестёр Зильбер, Вениамин женат на его сестре.
Я в очередной раз думаю о гениальности Каверина. Как мог он, мальчик из состоятельной, счастливой еврейской семьи так описать детство маленького Сани Григорьева? Наверняка же его не отпускали ловить раков и он не голодал в Москве, не собирался бежать в Ташкент, не болел тифом....
Некоторые экспонаты - до слёз...
И кстати, о беспризорниках... У главного героя Сани Григорьева было несколько прототипов. Идея создания романа появилась у Каверина после встречи с Михаилом Лобашевым, молодым ученым-генетиком, в санатории под Ленинградом в 1930-х гг.
Это он в детские годы страдал странной немотой, он был сиротой и беспризорником, учился в школе-коммуне в Ташкенте, а потом поступил в университет и стал ученым. «Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство - с удивительной определенностью цели. Он умел добиваться успеха в любом деле», - Каверин.
Так что Каверин умел хорошо слушать и рассказывать. В этом и есть его гениальность.
Второй прототип - летчик-истребитель Самуил Клебанов, погибший в 1942 г. Его фото тоже стоит в витрине, но меня попросили его не фотографировать - условие родственников!
А Валерий Павлович Чкалов, кумир Сани Григорьева - вот он. «Если быть, то быть первым!»
Первый том романа вышел еще до войны!
Во время войны Каверин работает на Северном флоте. Отсюда - заключительные главы романа
Отдельно - про прототипов капитана Татаринова
Дрейфы «Святого Фоки» Седова и «Святой Марии»
Величайшая страница нашей истории - покорение Севера.
Всё это могло бы быть иллюстрацией к роману
Разные издания книги
Отдельно - «Норд-Ост», история создания мюзикла, автографы артистов
Автограф самого Каверина на эскизе памятника перед библиотекой
Отдельно небольшой рассказ про старшего брата, Льва Зильберта. Он заканчивает Псковскую гимназию с серебряной медалью, сразу идет в медицину.
Вирусолог, он борется с чумой и тифом. Несколько раз арестовывался, отбывал ссылку в лагерях на Печоре, «где в условиях тундры из ягеля получил дрожжевой препарат против пеллагры и спас жизнь сотням заключённых, погибавших от полного авитаминоза. Получено авторское свидетельство на изобретение. Свидетельство было записано на имя «НКВД». Отвечал отказом на неоднократные предложения работать над бактериологическим оружием.
Вспомнив об умении Зильбера получать спирт из ягеля, начальство направило его в химическую «шарашку», где он начал исследования рака. За махорку заключённые ловили Зильберу мышей и крыс для экспериментов. В ходе исследований сформулировал новую концепцию происхождения раковых опухолей.
Вики В отдельном кабинете проходят занятия
Тут подарки музею
Я нашла их сувениры :) М - маркетинг! Шоперы - самое простое и продаваемое, наверное. Купила магнит и блокнот, поддержала коллег
В коридорах библиотеки прекрасное!
Тут всё моё, тут всё мне надо! (с)
Ирина Ситдикова. Лентикулярные облака над Айкуайвенчорр.
Выхожу под дождь уже в полной темноте. Счастье есть!
Бороться и искать, найти и не сдаваться!
После библиотеки пошла не домой :) Просто шататься под дождем в темноте - прекрасно.
В Детском парке плакат напоминает о 3-летней оккупации Пскова
А рядом эксплуатация литературных брендов :)
Набережная Псковы
Да, безусловно!
#жилабылаосень #10музеев