Зачем РПЦ кирхи и замки Восточной Пруссии?

Nov 09, 2021 08:37


Недавно в одном из постов про наследие Восточной Пруссии снова была помянута эта тема и я наконец-то решила разобраться как следует.



Итак, сейчас «все знают», что «все замки и старые немецкие кирхи» Калининградской области принадлежат Русской Православной церкви. Но откуда такоЭ вообще и как это началось?

А оказывается, началось не так давно, практически «вчера»!

11 лет назад, в конце октября 2010 года, не успев проработать и трех месяцев на посту губернатора области, Николай Цуканов (после этого успевший побывать полпредом в Северо-Западном и Уральском федеральных округах) отдал Русской православной церкви несколько десятков культовых сооружений, постройка некоторых датируется XIII веком. Среди них - бывшие лютеранские кирхи, молельные дома, домики пасторов и даже замки Тевтонского ордена.

Естественно, к РПЦ они не имели и не имеют не малейшего отношения, а претендовать церковь на них стала по причине того, что сооружения культовые. Даже орденские замки, по просьбе РПЦ, превратились вдруг из оборонительных сооружений в культовые, поскольку в каждом из них находилась капелла, а значит, совершались богослужения. Такова церковная логика.

Но почему?



Как раз в 2010 году в России вступил в силу федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной и муниципальной собственности». Как заявили в свое время в Калининградской епархии РПЦ, со вступлением в силу этого закона бывшие культовые сооружения, расположенные в Калининграде и области, могли попасть в руки прежним владельцам, то есть лютеранам и католикам. РПЦ, которая крайне озабочена расширением своего влияния как по вертикали (во властной иерархии Российской Федерации), так и по горизонтали (то есть в географическом плане) допустить этого не могла. В результате в 2010 году депутаты Калининградской областной думы поддержали передачу памятников истории и культуры РПЦ, приняв соответствующий региональный закон.

При этом, конечно же «одним из главных аргументов передачи старинных памятников церкви был вопрос их сохранности. Подразумевалось, что РПЦ сумеет обеспечить эту сохранность, а в некоторых случаях и восстановить объекты истории и культуры».

Да, по состоянию на 2010 год состояние почти всех кирх  было ужасающим. Вот например мой пост (удачно как раз) августа 2010 года про кирху Св.Варвары в Храброво. На тот момент она была одной из трех кирх, в которых были «внезапно найдены» уникальные фрески, датированные XIV веком. К тому времени кирхи уже давно находились в полуразрушенном состоянии, фрески постоянно разрушались от непогоды.



Очень характерна в этом смысле судьба кирхи в поселке Залесье.

«Она гораздо более новая, почти современная, однако уникальная − ее архитектура совершенно нехарактерна для Калининградской области и России в целом, потому что построили ее в середине XIX века, когда в архитектурной моде господствовал стиль «романтический историзм». Многие здания воспроизводили творения великих зодчих античности и раннего средневековья. Именно на закате античной эпохи в Риме был построен прототип кирхи в сегодняшнем поселке Залесье − базилика Санта-Мария-ин-Космедин. Известный прусский архитектор Фридрих Август Штюлер (на его счету, к примеру, фасад Королевских ворот и Росгартенские ворота в Кенигсберге) творчески переработал проект и в результате (примерно в одно время) появились две похожие кирхи. Одна в Восточной Пруссии, а вторая - в Потсдаме.

Три церкви весьма похожи, а вот нынешнее их состояние отличается разительно. Если римская базилика и Фриденскирхе в Потсдаме очень хорошо сохранились, отреставрированы и до сих пор действуют, то судьба церкви в Залесье печальна. Она пережила мировые войны, эпоху советского господства, когда с немецким наследием вообще не церемонились − в кирхе располагался вначале спортивный зал, а потом школьный тир, − но времен развивающегося капитализма перенести не смогла.

− В начале 90-х приехали лютеране, стали просить кирху передать им, − рассказал предприниматель из Полесского района Виктор Салтановский. − Тогда на восстановление требовалась в общем-то небольшая сумма − 50 тысяч марок. Наши собрали сход и решили − не отдадим. И передали кирху РПЦ. Немцы на это обиделись и построили неподалеку сборно-щитовой домик и стали там молиться. Он до сих пор стоит. А кирха… Год за годом она разрушалась.

В 2010 году кирху передали РПЦ. А зимой 2012 года случился сильный пожар и культовое сооружение осталось без крыши. Разумеется, никаких восстановительных работ проведено не было. Максимум, что сделали, это закрыли входы от аборигенов, которые повадились разбирать уникальное сооружение на кирпичи. Полноценной консервацией это не назовешь, но хоть что-то

И так по всей области!

Кстати, конец калининградскому эксперименту чуть было не положил местный историк Владимир Рыжков, добивавшийся в судах отмены областного закона о передаче кирх и замков на том основании, что он смог доказать поддельность архивных справок о религиозном статусе этих объектов. Но в разгар разбирательства, в июне 2012 года, правдолюб неожиданно скончался, и спор прекратился… Историк оспаривал передачу РПЦ МП, в частности, замков Рагнит, Лабиау, Вальдау, Каймен, Гердауэн, Нойхаузен, Таплакен, Инстербург. «Замки даже во времена Тевтонского ордена не были религиозным имуществом, - писал Рыжков. - А с 1525 года замки становятся имуществом светского герцогства Пруссия». Ссылка

В Калининграде все было как-то пободрее, чем в области. В первую очередь, потому что в столице области бывшие «религиозные объекты» были вполне себе приспособлены к делу. Например, бывшая кирха королевы Луизы стала городским Театром кукол, кирха Святого семейства - Калининградской  областной филармонией и т.д.

Там народ не молчал, писались письма (сейчас это читается прямо мимимми со слезами на глазах) президенту страны Дмитрию Медведеву, председателю правительства Владимиру Путину и патриарху Кириллу.

Самое смешное (на самом деле НЕТ!), что РПЦ передавались объекты, которые уже никак не относились к «немецкому периоду».

Например, РПЦ получила и Дом культуры в поселке Лесной на Куршской косе, на том основании, что раньше там располагался кирха Заркау. Но!

«Мне было 17 лет, когда я пришла на стройку, - рассказывает Алла Седова, которая в 1948 году приехала сюда из Ивановской области. - Строила ДК бригада Гурьевского МСО. Кирха была небольшой, всего 100 кв. м, один этаж. ДК - в пять раз больше, у него два этажа».

Сход жителей поселка принял решение не отдавать Дом культуры РПЦ, но местные депутаты постановили иначе.

«В ДК у нас сосредоточена вся культурная жизнь не только Лесного, но и поселков Рыбачий, Морской, - говорит местная жительница Наталья Старовойтова. - К тому же в поселке несколько лет назад построили православную церковь. Но открывают ее только по праздникам, священник приезжает из Рыбачьего. Так зачем церкви еще одно здание? Зачем ей вообще столько имущества?» Ссылка

Вот так! Цепочка простая - федеральный закон, местное постановление. А о деталях думать некогда. И некому. И Цуканов уже хрен знает где занимает другую, вполне «вкусную» должность, и губернаторы области за это время два раза менялись. А замки и кирхи - у РПЦ!

#осеньосень

#осеньосень, Кёнигсберг и Восточная Пруссия, Общество-политика, Церкви-Кирхи-Монастыри

Previous post Next post
Up