Здесь наконец рассказ о том, куда я так рвалась утром нашего последнего дня в Питере. Строгановский дворец! Конечно, все видели этот прекрасный розовый (зеленый?) особняк на углу Невского и Мойки, и я сама проходила мимо, под окнами, десятки раз, но даже не задумывалась, что там. А оказалось, что сейчас -
филиал Русского музея, покупаешь билет и идешь! А что, так можно было?
У дворца очень красивая история, но почему же экспозиция в цокольном этаже от касс начинается вот с такого? Дело в том, что в советское время во дворце конечно было все «не так». Причем еще в первой половине 1920-х годов проводилась реставрация некоторых интерьеров. В 1935 году был перекрашен фасад, который до 2003 года оставался зелёно-белым (АГА!!!). Затем здесь размещался Институт растениеводства Академии наук. С 1937 года дом был передан военному ведомству. Интерьеры существенно пострадали.
Дворец был передан Русскому музею только в 1988 году, реставрация началась в 1991. И вот во время нее в подвалах дворца было найдено много интересного - мусор, который скапливался там годами и столетиями. Старые башмаки, битые бутылки, сломанные курительные трубки, всякое старье. Но старью-то этому 100 лет и больше!
Лестница не такая шикарная, как вчера в Юсуповском
Но тоже - ах, какая лестница!
Первый большой дворец на этом месте для Строгановых строил Бартоломео Растрелли
затем сильно перестраивал Воронихин, все это можно прочитать на информационных стендах.
Вот тут например, в Новой Передней - «второе рококо» и угловые печи с зеркалами. А в 70-е годы ХХ века - конторские помещения отдела оборудования Управления Министерства судостроительной промышленности и здесь стояли столы на 14 человек 0_0
И я все время думаю - ведь мои ровесники сюда ходили наверняка «к маме на работу». Как это все воспринималось? Паркет, лепнина, стены? Хотя питерцам не привыкать :)
Это большой танцевальный зал
Главной достопримечательностью зала является огромный живописный плафон, занимающий всю поверхность потолка. Он выполнен в 1750-е гг. известным итальянским художником Джузеппе Валериани на тринадцати отдельных холстах, укрепленных на подрамниках. Композиция плафона представляет собой многофигурную центральную часть, обрамленную роскошной архитектурной рамой из колоннад с нишами, балюстрадой, скульптурами. В центре композиции - богиня мудрости Минерва, поражающая пороки, справа от нее представлены аллегории искусств, которым покровительствовали Строгановы, слева - добродетели.
Какой-то соседний зал, более лаконичный
Питер, июль, +30. Запомним это лето таким!
Понедельник, я влетела первая после открытия, так что брожу по дворцу в гордом одиночестве. Вообще, в эту поездку в этом смысле очень повезло :)
Говорят, что в питерских музеях в этом году из экономии отключили кондиционеры. Вполне допускаю!
Тут пусть уже будут просто фото
Невский!
Бабушка и дикобраз
Вот тут я снова залипла и был большой соблазн лечь на пол и лежать :)
Двухъярусный Минералогический кабинет - замечательный интерьер русского архитектора, по праву считающийся одним из шедевров русской архитектуры XVIII в. Кабинет был выполнен А. Воронихиным, вероятно, в 1791-1792 гг. Первоначально он предназначался исключительно для экспонирования коллекции минералов, но затем их потеснили книги. Каннелированные колонны композитного ордера, выполненные из искусственного мрамора, поддерживают паруса сводов, на которые опираются хоры второго яруса. Первый ярус декорирован четырьмя аллегорическими барельефами, изображающими четыре стихии: «Огонь», «Воду», «Землю» и «Воздух». Перспективная роспись купола исполнена в начале XIX в. предположительно П. Гонзаго. В середине XIX в. зал был превращен в Бильярдную, ярусы были отделены друг от друга стеклянным куполом, и вместо одного из книжных шкафов была установлена изразцовая печь. Впоследствии, в 1950-80-х гг., из-за неисправности кровли многочисленные протечки сильно повредили живопись купола и привели в негодность шкафы верхнего яруса.
В настоящее время залу полностью возвращен облик, задуманный А. Воронихиным. Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана РАН (Москва), в который в 1919 г. была передана коллекция минералов из дворца, принял участие в воссоздании экспозиции минералов. Кроме того, Русскому музею был возвращен сундук со шлифованными плитками из мрамора и других горных пород, принадлежавший Строгановым.
Космос!
Душа дворца - картинная галерея Строгановых.
Картинная галерея - одно из лучших творений Андрея Воронихина, уникальный русский интерьер рубежа XVIII-XIX вв. Галерея занимает большую часть второго этажа восточного флигеля. Помещение протяженностью 28 м делится на три части - центральную и две лоджии в начале и в конце галереи, которые находятся на одной оси.
Многочисленные картины преимущественно западноевропейских мастеров XVII в. занимали все плоскости стен, обрамленных золоченым багетом. В советское время декоративная отделка зала была частично утрачена. Однако облицовка колонн искусственным мрамором, имитировавшим сиенский, неоднократно реставрировалась и сохранилась до наших дней.
Здесь размещалась знаменитая коллекция живописи, которую Александр Сергеевич Строганов (1736-1811) собирал около сорока лет. Будучи президентом Академии художеств, А. С. Строганов использовал свою галерею и как учебный класс, где воспитанники Академии изучали историю и теорию живописи и копировали произведения западноевропейского искусства. По воскресениям своего рода музей, созданный замечательным русским меценатом, был открыт едва ли не для всех любителей искусства Санкт-Петербурга.
Вдоль стен стояли шесть диванов и четырнадцать кресел, обитых зеленым шелком. Этот мебельный гарнитур, исполненный одновременно с отделкой зала, долгое время находился в фондах Русского музея. К 2015 г. он был тщательно реставрирован, с воссозданием первоначальной обивки, и занял свое прежнее место.
Кстати, малахитовая ваза высотой 134 см и диаметром 107 см, выполненная на Екатеринбургской гранильной фабрике, которая находится в Государственном Эрмитаже, тоже поперта отсюда! Пока не вернули 0_0
В открытое окно можно выглянуть во внутренний дворик. А в галерее Строгановы
Рада, что сходила сюда. Хоть и одна, и бегом-бегом, а все равно прекрасно!
#осеньосень #10музеев