От Элисты до Кисловодска еще 367 км. А из Старого Хурула мы выехали в половину четвертого. Понятно, что пилить до темноты, так что сразу позвонили в забронированный дом, милый дом, предупредили что будем поздно.
Границу с Россией Ставропольским краем мы не заметили 0_0 Я ждала какую-то красивую стелу, а ничего не было (я только сейчас посмотрела, что граница проходит по реке Восточный Маныч). Просто вдруг начинается зелень, появляются гуси в деревнях, и православные церкви.
И ты понимаешь, что да, снова вернулись в Россию :) На дорогах встречается всякое.
А потом мы решили, что нам жизненно необходим арбуз! А то едем-едем уже два дня и ни одного арбуза в организме 0_0
И мы остановились в селе Александровское. Главное место конечно же - площадь с памятниками.
Памятников много. Меня послали брать языка, поэтому я все сфотографировала :) Народ на площади смотрел на турЫста странно :)
Но дяденька объяснил, куда ехать за арбузами.
Оказывается, у села огромная история! К вопросу о казачестве. В 1777 году была заложена крепость Святого Александра Невского как одна из крепостей Азово-Моздокской оборонительной линии. Население в крепости было исключительно военное, при крепости казаки создали станицу и слободу Александровскую.
Начиная с 1779 года гарнизон крепости и казаки неоднократно отражали нападения кабардинцев, закубанских черкесов и ногайцев. В 1779 и 1786 годы горцам дважды удавалось поджечь и разорить крепость, захватив в ней пленных, имущество и скот. 30 мая 1779 года горцы численностью более 500 человек под предводительством кабардинского князя Дулак-Султана атаковали Александровский фельдшанц, но были отбиты картечным огнём, потеряв при этом более 90 человек. В 1786 году закубанские горцы осадили Александровскую крепость.
Приказом от 6 октября 1785 года П. С. Потёмкин переименовал крепость Александровскую в город Александров (в честь будущего императора Александра I); в свою очередь казачья станица, образованная при крепости в 1778-1779 годах, стала именоваться Александровской.
В 1826-1828 годах город Александров и пригородная станица Александровская подверглись расселению. Согласно плану генерала А. П. Ермолова (в 1816-1827 годах - командующий войсками на Кавказе) 358 дворов, 958 душ мужского пола стали основателями новых станиц Кисловодской, Ессентукской и Бургустанской.
Казаки станицы Александровской участвовали в Кавказских и Крымских войнах, Венгерском походе 1849 года, в подавлении Польского восстания 1863-1864 годов. Вот как!
И вот, с арбузом в багажнике, мы ломимся на Кисловодск и тут находим прекрасное. Нам понадобилось, извините, пописать. А это дорожка Р-262, то есть наличие заправок с туалетом тут не гарантировано. И лето же, тепло, так что просто съехали с трассы. А там.....
Какая-то канава. Шум воды сильный. Дима с дуру сунул туда палку, хотел померить глубину, ха-ха, ее мгновенно вырвало из рук и унесло.
Оказалось, что это совершенно уникальная, в смысле сложности и пользы для хозяйства, штука - Большой Ставропольский канал, а конкретно вот эта часть - Саблинский распределитель. Такое название понятно откуда?
Большой Ставропольский канал - ирригационный канал, используется для водоснабжения центральной, северо-восточной и восточной частей Ставропольского края. Канал использует воду рек Кубань, Терек и Кума, которые протекают южнее и в основном собирают воду с северных склонов Кавказа. Реки Ставропольского края Кубань, Терек, Кума с её притоками - в основном обеспечивают южную и юго-западную части территории. Основная же: центральная, северо-восточная и восточная - остаются практически безводными. Две трети сельскохозяйственных угодий края находятся в зоне рискованного земледелия, где альтернативы созданию оросительно-обводнительной системы нет.
Решение о создании самой грандиозной в Европейской части СССР обводнительно-оросительной системы, питающие реку Калаус водами Кубани было принято правительством за два дня до нападения на Советский Союз нацистской Германии. Война задержала его осуществление на шестнадцать лет.
Канал в результате строили частями, с 1957 по 1992 годы, потом ожидаемо деньги кончились. Стройка возобновилась в 99-м, построили еще кусочек. Саблинский распределитель относится к II очереди канала, начала она строиться во время девятой пятилетки, это один из самых сложных участков, так как на нём пришлось построить 3 подземных тоннеля.
Пропускная способность этого участка 65 м³ воды в секунду, так что веточка улетела ожидаемо 0_0 А так да, воды здесь не так уж много.
А впереди уже показываются ГОРЫ
На закате уже проехали мимо аэропорта Минводы. И ура - Кисловодск и ГООООООРЫ!
***
Пост со ссылками на все дни отпуска