Самый старый музей дальней авиации из всех известных находится совсем недалеко от Москвы, на окраине Рязани, в Дягилево.
Он был создан в 1975 году к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне по инициативе командующего Дальней авиацией Героя Советского Союза генерал-полковника авиации Решетникова В.В.
Общая экспозиционная площадь музея составляет 416 кв. м. В пяти залах представлены гвардейские знамена частей и соединений, участвовавших в Великой Отечественной войне, некоторые виды самолетного бортового оружия, модели самолетов.
Кроме основной экспозиции в музее существует площадка авиационной техники на которой представлены такие самолеты как Ту-16, М-4, Ту-22К, Ту-22М2, Ту-22М3 и Ту-95К, ВМ-Т «Атлант»
М-4, "мясищевский самолет", их было выпушено всего 32 серийных и 2 опытных самолета - один из самых ценных «экспонатов» музея.
Почему в Дягилево? Дягилево - авиабаза, расположенная на западной окраине Рязани.
Сейчас на авиабазе Дягилево дислоцированы 43-й ЦБП ПЛС (Центр боевого применения и переучивания лётного состава), оснащённый самолётами Ту-95МС, Ту-22М3, Ту-134УБЛ, Ан-26, а также 203-й ОГАП СЗ (отдельный гвардейский авиаполк самолётов-заправщиков), имеющий на вооружении самолёты-заправщики Ил-78. Рядом с авиабазой расположен 360 Авиационный ремонтный завод.
Самолеты появились в Дягилево 80 лет назад.
На аэродромном узле Дягилево-Ряжск на основании приказа Народного комиссара Обороны от 18 сентября 1940 г. была сформирована 1-я Высшая школа штурманов ВВС КА. Формирование школы закончено к 01 января 1941 г. Школа состояла из шести бомбардировочных эскадрилий. Три базировались на аэродроме Дягилево, одна на аэродроме Ряжск, две в зимний период работали с аэродромов Закавказского военного округа и Одесского военного округа. Всего школой подготовлено 350 летчиков на самолетах МиГ-3, из них сформировано 15 авиационных полков и отправлено на фронт.
2 марта 1944 г. директивой Генерального штаба школа переименована в 1-ю Рязанскую высшую офицерскую школу ночных экипажей авиации Дальнего действия, а 22 декабря 1944 г. школа переименована и получила наименование 1-я Рязанская высшая офицерская школа ночных экипажей ВВС КА.
В 1967 году возникла необходимость в подготовке специалистов среднего звена и в повышении квалификации офицеров строевых частей и в этом же году в Летном центре боевого применения и подготовки командиров кораблей Дальней авиации были созданы Летно-тактические курсы. В 1968 году школа переименована в 43-й Центр боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации.
В июле 1941 года на аэродроме на базе третьих эскадрилий 148-го и 240-го истребительных авиационных полков при 1-й Высшей школе штурманов ВВС КА на самолетах МиГ-3 сформирован 283-й истребительный авиационный полк. С 3 сентября полк в составе 3-й резервной авиагруппы СВГК, действовавшей в подчинении штаба ВВС Ленинградского фронта, вступил в боевые действия против фашистской Германии и её союзников на самолётах МиГ-3[2][3].
Собственно, почему музей находится тут?
В 1955 году аэродром Дягилево был одним из шести аэродромов в СССР, способных принимать бомбардировщики М-4. В 1967 году на авиабазе находились 7 учебно-тренировочных Ту-22, а в 1973 были получены 2 Ту-22М0. С 1985 года в Дягилево перебазировался 49-й ТБАП (тяжелый бомбардировочный авиаполк), вооружённый бомбардировщиками Ту-22М и Ту-95. Полк был преобразован в 49-й УТБАП (учебный тяжелый бомбардировочный авиаполк), а впоследствии расформирован в 1997 году.
С 2000 года на авиабазе дислоцирован 203-й отдельный гвардейский Орловский авиационный полк самолётов-заправщиков, вооружённый самолётами Ил-78.
Как мы оказались в Дягилево? Здесь с 2-х до 15 лет жила моя мама, потому что дедушка, демобилизовавшись в 1948 году, опять мобилизовался в 1950 и служил авитехником в этом авиационном полку. Закончил службу майором в 1964 году и они уехали в Жуковский.
Дедушка возил меня сюда году в 85-м. Секретность, Советский Союз, дальняя авиация. Но я отчетливо помню, как дедушка поговорил с солдатиком на КПП и нас пропустили :)))) он показывал мне гарнизон, сводил даже к какой-то их с бабушкой знакомой, чей муж служил вместе с ним.
Сейчас въезд в бывший военный городок совершенно свободный.
Офицерский клуб, вернее, извините, Дом офицеров!
Жилая часть, сейчас совершенно открытая (на яндексе даже появились названия улиц, хотя мама говорит, что раньше улицы ни как не назывались, а сейчас - г. Рязань, ул.Школьная), отделена от «военной» проходной.
Школа, в которой мама училась с 4 по 8 классы. Первые три класса они заканчивали в другом здании. Там были вместе детский сад, музыкальная и средняя школа. В 1960 году в гарнизоне было выстроено такое шикарное здание.
На 4-м этаже спортзал. Маменька, кстати, была уверена, что школа у нее была трехэтажная :) Мы с Димой вроде бы убедили ее, что 4-ый этаж там явно так и был с самого начала и не пристроен после.
Рядом со школой для офицеров было выстроено 6 шикарных 4-этажных домов. Квартиры были коммунальные. Ну, для высшего состава, думаю, выделяли отдельные квартиры. Мои, по крайней мере, всегда жили с соседями. Сначала занимали 1 комнату в «третьем» доме. Тут Валентина Алексеевна в подъезде (оцените окна! мама рассказала, что носились по лестницам как бешеные и она все время боялась вылететь с третьего этажа)
Дома стоят в каре. Первый, третий, четвертый и шестой дома стоят углом. В центре у них был громадный двор с клумбами, качелями и прочим. Сейчас туда впендюрили новый 12-этажный многоподъездый дом и все равно во дворе много места! Сараи и веревки для белья остались с маминых времен :)
«Военная» часть отделена от «гражданской» проходной. Там как раз все самое интересное - место работы моей бабушки, офицерская столовая, куда дедушка водил маму обедать и т.д.
Мы сделали морду кирпичем подошли к будке и так же спокойно прошли мимо солдатика!!!!
Там - офицерское общежитие, казармы и, самое главное в этой части - аэродром Дягилево. Смешно, на гугле естественно, летное поле во все красе, со стоящими самолетами :))))
На другом конце громадного летного поля - собственно деревня Дягилево.
Мама рассказывала, что крайний в деревне дом очень часто менял хозяев.
Примерно раз в год самолет не дотягивал до поля, человек «собирал в огороде куски мяса и продавал дом». Через год снова и снова. Хоронили экипажами, как у нас в Жуковском. Вдовы и дети оставались жить в городке.
Но почему так свободно пропускают в гарнизон? Да-да, как раз в музей.
Когда мы выходили, нам навстречу так же свободно прошли еще блогеры люди с фотоаппаратами. Хотя, в таких местах все меняется мгновенно, так что не знаю, как сейчас. Вот репортаж
periskop из организованной поездки и там как-то все сурово.
Памятник Ту-16 перед въездом в гарнизон. Ориентир - поворот напротив поста ДПС на Авиационную улицу, если ехать из Москвы.
Надо бы погуглить, что там как сейчас, и съездить еще раз, уже с Ольгой :)