Мост. Пространство Мост

Mar 07, 2020 10:15


Мосты! Мосты старого Кёнигсберга это такая богатая тема. Возникший в XIII веке город Кёнигсберг состоял из трёх формально независимых городских поселений и ещё нескольких «слобод» и «посёлков». Расположены они были на островах и берегах реки Прегель, делящей город на четыре главные части: Альтштадт, Кнайпхоф, Ломзе и Форштадт. Для связи между городскими частями уже в XIV веке стали строить мосты.



В связи с постоянной военной опасностью со стороны соседних Польши и Литвы, а также по причине междоусобиц среди городов (в 1454-1455 году между городами даже произошла война, вызванная тем, что Кнайпхоф перешёл на сторону Польши, а Альтштадт и Лёбенихт остались верны Тевтонскому ордену - тут у меня немножко фейспалм, потому что надо представлять себе размеры этих городов. Но все серьезно и небось даже поубивали друг-друга!) в Средние века кёнигсбергские мосты имели оборонные качества. Перед каждым из мостов была построена оборонительная башня с закрывающимися подъёмными или двустворчатыми воротами из дуба и с железной кованой обивкой. Опоры некоторых мостов имели пятиугольную форму, типичную для бастионов. Внутри этих опор располагались казематы. Из опор можно было вести огонь через амбразуры.



Мосты были местом шествий, религиозных и праздничных процессий, а в годы так называемого «Первого русского времени» (1758-1762 годы), когда во время Семилетней войны Кёнигсберг ненадолго вошёл в состав Российской империи, по мостам проходили православные крестные ходы. Один раз такой крестный ход даже был посвящён православному празднику Водосвятия реки Прегель, вызвавшему неподдельный интерес у жителей Кёнигсберга.

По традиции, чтобы впоследствии вернуться в Кёнигсберг, гость города должен был бросить в Прегель с одного из мостов монету. Во время очистки русла Преголи земснарядом в девяностых годах XX века коллекционеры-нумизматы буквально дрались за право постоять с ситом у «кишки», из которой выливался донный ил.

Всего Прегель пересекало семь мостов, и именно благодаря им появилась теория графов Леонарда Эйлера.

Издавна среди жителей Кёнигсберга была распространена такая загадка: как пройти по всем городским мостам (через реку Преголя), не проходя ни по одному из них дважды. Многие пытались решить эту задачу как теоретически, так и практически, во время прогулок. Впрочем, доказать или опровергнуть возможность существования такого маршрута никто не мог.



В 1736 году задача о семи мостах заинтересовала выдающегося математика, члена Петербургской академии наук Леонарда Эйлера, о чём он написал в письме итальянскому математику и инженеру Джованни Джакобо Маринони от 13 марта 1736 года. В этом письме Эйлер приводит правило, пользуясь которым, легко определить, можно ли пройти по всем мостам, не проходя дважды ни по одному из них. В данном случае ответ был: «нельзя».

Решение задачи по Леонарду Эйлеру

На упрощённой схеме города (графе) мостам соответствуют линии (ребра графа), а частям города - точки соединения линий (вершины графа). В ходе рассуждений Эйлер пришёл к следующим выводам:

Число нечётных вершин (вершин, к которым ведёт нечётное число рёбер) графа должно быть чётно. Не может существовать граф, который имел бы нечётное число нечётных вершин. Если все вершины графа чётные, то можно начертить этот граф без отрыва карандаша от бумаги, при этом можно начинать с любой вершины графа и завершить его в той же вершине.



Если ровно две вершины графа нечётные, то можно начертить этот граф без отрыва карандаша от бумаги, при этом нужно начинать с одной из нечётных вершин и завершить его в другой нечётной вершине.

Граф с более чем двумя нечётными вершинами невозможно начертить одним росчерком. Граф кёнигсбергских мостов имел четыре нечётные вершины (то есть все) - следовательно, невозможно пройти по всем мостам, не проходя ни по одному из них дважды.

Но вернемся к реальной жизни. Кнайпхоф соединялся с другими частями города шестью мостами, самые старые - Лавочный (построен в 1286 году) и Зелёный (в 1322)



Зеленый мост. Конечно, неоднократно перестраивался.

худо ли бедно даже пережили все мировые войны и дожили до 1972 года.



Вот здесь они на переднем плане - справа Зеленый и слева Лавочный

Как мы помним, все эти домики на макете к 70-м года прошлого века уже 30 лет как были в прошлом, на острове возвышались только руины Собора.  Возникла идея построить новый огромный мост НАД островом, который так и оставался проклятым местом пустым городским «парком»



Проектное задание на строительство единого моста через реки Старая и Новая Преголя вместо двух старых немецких мостов - Зеленого и Лавочного - было утверждено облисполкомом еще в 1966г.  В 1968г. данное проектное задание утвердил и Совет Министров РСФСР. Началось строительство.

Митинг по случаю торжественного открытия моста состоялся 5 ноября 1972 г.



Шляпы на дамах! Я не пойму -слева не Терешкова ли?

Официально госкомиссия приняла мост в эксплуатацию лишь в январе 1973г. С этого времени километровый эстакадный мост стал частью одной из главнейших транспортных артерий города - Ленинского проспекта.



Сегодня многие архитекторы считают, что «переброска» моста через Кнайпхоф была стратегической ошибкой, так как мост отчуждает от любого использования почти четверть территории острова. Но в 70-е годы путепровод (так мост называется официально) являлся смелым инженерным ходом, разгрузившим транспортную ситуацию в центре города.



Возведение эстакады естественно требовало окультуривания ситуации вокруг. Функцию «окультуривания» и должен был выполнять Парк скульптур. На озеленённые лужайки поставили скульптуры из запасников музеев (плюс специально купленные), разбили дорожки, назначили директора парка и смотрителя.





На остров с моста нет автомобильных съездов, только пешеходные спуски, которые кстати, снабжены решетками! То есть подразумевается, что в какой-то момент с острова на мост нельзя будет попасть? Я закрытыми не видела их ни разу, если честно, мы там по ночам не шатаемся :)



А вот довольно большое пространство ПОД мостом все эти годы оставалось такой «мертвой зоной»



Ну действительно, что там изобразишь? Однако изобразили! В городе появилось еще одно спортивно-культурное общественное «пространство»



На ночь тоже закрывают, но работает с 6 утра.



Центр уличных видов спорта «М.О.С.Т.» (место общественно-спортивных тусовок) построен и введен в эксплуатацию в декабре 2017 года. Строительные работы осуществлялись за счет внебюджетных источников. Объект находится на балансе региональной общественной организации «Федерация баскетбола Калининградской области». На спортплощадке размещены баскетбольные площадки, площадка для воркаута, детская площадка для самых маленьких (3-7 лет). Объект огорожен, имеет искусственное освещение, бесплатный WiFi, оборудована камерами видеонаблюдения системы «Безопасный город».



Спортивные площадки, специальное покрытие, уже не «выжженная земля»



Мнения «против» тоже были. Над площадками огромный мост, самый центр города, какая там нафиг экология?

Но я считаю, что это очень круто - сделать такую площадку для всех



Кёнигсберг и Восточная Пруссия

Previous post Next post
Up