ММКВЯ - это не только огромная книжная выставка. На ярмарке проходит много мероприятий - встречи с авторами, книгоиздателями, специалистами. И вот здесь каждый мог найти себе что-то интересное. Я нашла, ггг, безусловно, самое интересное!
Компетенция детского чтения меня волнует очень давно, примерно лет 15. Я много раз об этом писала и вот здесь предоставилась возможность послушать специалистов!
Ведущие семинара: Наталья Николаевна Сметанникова,
канд. психол. наук, профессор, директор учебно-методического центра БЕСТТ, инициатор создания и президент Русской ассоциации чтения, представитель России в Европейском комитете Международной ассоциации чтения и Федерации европейских ассоциаций IDEC/FELA, Россия, и Павел Калинников.
Для начала определимся все-таки - что такое эта самая «читательская компетентность»? Родимый ФГОС дает четкое определение:
Читательская компетентность - это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, предоставленную в звуко-буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях.
Как понимаю это я? Способность ребенка воспринимать информацию в книге, соответствие этой информации возрасту читателя. Когда человек, читающий или даже слушающий книгу, понимает в ней почти все. Когда человек способен пересказать сюжет, потому что понял книгу, что там происходило, связи между героями и событиями.
Понятно, что меня как женщину и мать ЧК волнует для одного. Я хочу, чтобы ребенок понимал книгу, мог четко определить (если она ему внезапно не нравится) почему - но не потому что «все непонятно». Самый мой большой страх в смысле детского чтения - дать ребенку книгу слишком рано. Так, что он не поняв ее, будет точно знать, что он ее уже читал и она ему не понравилась. И таким образом лишит себя удовольствия запомнить ее, как хорошую.
Педагогам ЧК нужна для другого. Хотя... примерно для того же самого - чтобы дети понимали, что читают и усваивали материал. В школе и дома. И вот оказывается, есть целая система определения ЧК детей - по возрастам и т.д. На семинаре ММКВЯ презентовали целый программный комплекс «для оценки читабельности текстов в зависимости от уровня сформированности компетенций чтения».
Использование комплекса позволит уйти от традиционного деления доступности текстов по классам, даст возможность учителям, библиотекарям, родителям ранжировать и оперировать текстами, подбирая их в соответствии с читательским возрастом и читательской компетентностью учащегося, повышать мотивацию чтения.
Слова сложные, но думаю, все понятно.
Пользуясь этим проектом, любой учитель, родитель - кто угодно! может измерить «индекс сложности» любого текста. И понять, на какой возраст он рассчитан.
Как я это поняла :) нам показали, что берется произвольный кусочек текста, копируется в «окошко», и получается индекс.
Понятно, что «все дети разные», и знакомая, утверждающая с пеной у рта, что ее 5-летний ребенок отлично понимает «Мастера и Маргариту» «Винни-Пуха» (подставьте здесь любую книгу на самом деле) имеет право быть, но в среднем гмммм...
Итак - можно поэкспериментировать!
Как вы знаете, я предпочитаю не торопиться, однако же здесь есть сложность «дать книгу ребенку слишком поздно», что тоже грозит потерей интереса :( В общем, тут все сложноТМ.
Вторая часть выступления, Павла Калинникова, была более «артистичной»
Понятно, что чтобы ни говорили про мультимедийные средства и т.д., текст никуда не делся. Это граффити Павел сфотографировал в своем дворе. Текст в наше время тоже становится мультимедийным. Объемным, НЕ плоским.
В общем-то он презентовал ту же программулину, но так... живенько.
Очень просто пример -
текст Ильи Эренбурга «Убей!» Совершенно чудовищное (с современной точки зрения), но совершенно гениальное с точки зрения пропаганды (в 1942 году) и проникновения в мозг (учитывая внешние обстоятельства) крохотное произведение. И гениальность его в том числе в том, что оно одинаково легко воспринимается людьми любого возраста! Если его «измерить» - текст для развивающего чтения. Во как. Для более «взрослого» человека это уже считается слишком легким текстом, но тем не менее.
Казалось бы, очень узко-специальные штуки, но все равно интересно мне тем, кто хоть как-то относится к детскому чтению. А это все мы здесь, как мне кажется :)
И я очень жалею, что не попала на круглый стол «Инфраструктура детского и юношеского чтения в России». Как было сказано в анонсе, задачи круглого стола - обсудить актуальные и эффективные инструменты развития детского и юношеского чтения, возможности новых технологий по привлечению подрастающего поколения к чтению.
Круглый стол состоял из двух сессий. Сессия №1 «Новое поколение - новые технологии» и №2 «Современные тренды полиграфии детской книги в России». Сессия №2 будет посвящена производству сложных книжных продуктов для детского сегмента, современным технологическим возможностям российских полиграфистов.
Там среди участников были директора многих крупных российских издательств, Мария Веденяпина (генеральный директор РГДБ), Надежда Михайлова (генеральный директор ОЦ «Московский дом книги»), Фекла Толстая - то есть властители дум :)
Хотя, с моей точки зрения, самый эффективный инструмент развития детского и юношеского чтения - это гуманитарное (извините) развитие всего российского общества. Развитие взрослого чтения, чтения семейного. Потому что если в семье книг нет, или их не читают, то уж какие тут помогут новые технологии, я даже и не знаю. Но поскольку я на это мероприятие не попала, то увы, судить не могу.