Храм Мой храм молитвы наречется

Aug 27, 2019 09:02





Возможно ли НЕ любить Исаакиевский собор, или просто быть к нему равнодушным? Нет, скажу я вам, никак не возможно такое :) Куда бы я ни шел, я все время прихожу (с) к нему.. Будучи в Питере, конечно. Сколько раз я бывала на колонаде, я не смогу сосчитать, до детей, с Варварой, с Ольгой в слинге, с Ольгой на руках, как угодно! Лишь бы зайти, лишь бы подняться наверх, лишь бы пройти мимо.

Всем, кто любит Исаакий, скучает по нему - в Коломенское! Там, в выставочных залах Сытного двора до 22 сентября работает прекраснейшая выставка



Очень рада, что попала на нее и бродила там по залам ОДНА! 0_0 Что странно, но... китайцы проходят мимо, наши туристы тоже почему-то не заходят, а очень зря. Так как выставка сделана, как всегда в МГОМЗ «Коломенское» «по высшему разряду», огромное количество уникальных экспонатов, интереснейшей информации.

На выставке ВСЕ!



Рассказ о тех храмах, что стояли на этом месте ДО того храма, который мы знаем всю свою жизнь. А ведь их было три. И в самой первой, небольшой деревянной церкви, перестроенной для рабочих Адмиралтейства из чертежного амбара!!!!, в 1712 году Петр 1 венчался с Екатериной Алексеевной! И вообще, почему Исаакиевский? Да потому что был освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти - 30 мая по юлианскому календарю.

Первая церковь на самом деле стояла на Адмиралтейском лугу, напротив ворот Адмиралтейства. Очень быстро она «стала мала». Вторую церковь решили ставить возле Невы. Первый камень 6 (17) августа 1717 года заложил  Пётр I. Несколько раз она горела от попадания молнии, фундамент подмывали воды Невы. В 1766 году был издан указ о начале работ над третьим храмом. Его судьба была особенно печальной. Начал его строить Ринальди, при Екатерине II, закончил Бренна при Павле I. В основании - прекрасный мрамор, а сверху кирпич, остальной мрамор «ушел» на постройку Михайловского замка.

Это сооружение вызывало насмешки и горькую иронию современников. Широкое распространение получила в разных вариантах следующая эпиграмма:

Се памятник двух царств,

Обоим столь приличный:

На мраморном низу

Воздвигнут верх кирпичный.

Авторство её приписывалось А. Д. Копьеву и называлось как одна из возможных причин его ареста и высылки из столицы в 1797 году[28]. По другой версии, восходящей к запискам Я. И. де Санглена, эпиграмму сочинил некий морской офицер Акимов и при попытке прикрепить листок с четверостишием к фасаду собора был арестован, а дальше по приказу императора его фаворит генерал Обольянинов и адмирал Балле распорядились отсечь ему язык и уши и отправить в Сибирь. Википедия

30 мая 1802 года третий Исаакиевский собор был завершён и освящён. Практически сразу стало ясно, что здание необходимо перестраивать.

В 1809 году был объявлен конкурс на возведение нового храма. В конкурсе приняли участие ведущие архитекторы того времени - Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Чарлз Камерон и другие. Но все проекты были отвергнуты Александром I, так как авторы предлагали не перестройку собора, а строительство нового. В 1813 году на тех же условиях опять был объявлен конкурс, и вновь ни один из проектов не удовлетворил императора.



Тогда в 1816 году Александр I поручил приехавшему из Испании инженеру Августину Бетанкуру, председателю только что образованного «Комитета по делам строений и гидравлических работ», заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора. Бетанкур предложил поручить проект молодому архитектору Огюсту Монферрану, незадолго до этого приехавшему из Франции в Россию. Чтобы показать своё мастерство, Монферран сделал 24 рисунка зданий различных архитектурных стилей (впрочем, технически никак не обоснованных), которые Бетанкур и представил Александру I. Императору рисунки понравились, и вскоре был подписан указ о назначении Монферрана «императорским архитектором». Одновременно ему поручалась подготовка проекта перестройки Исаакиевского собора с условием сохранить алтарную часть существующего собора.



Неосуществленный проект Монферрана, 1820-е годы

26 июня 1819 года состоялась торжественная закладка нового собора.



3 апреля 1825 года был утверждён новый проект Монферрана.



Золочение куполов собора в 1838-1841 годах проводилось методом огневого золочения. В процессе получили отравление парами ртути и скончались 60 мастеров. По сообщениям современников, от 60 до 120 человек (вероятно, имелись в виду не только работы по золочению купола, но и золочение деталей интерьера), погибли от ртутного отравления при строительстве собора. Впоследствии золочение не очень больших деталей проводилось безопасным методом гальванопластики. Всего в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих - государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев. СТО ТЫСЯЧ человек - население Жуковского!!!! Общие затраты на строительство составили свыше 23 млн рублей серебром. К 1842 году здание собора было в основном окончено, начались работы по оформлению, продолжавшиеся шестнадцать лет.



Длительный срок строительства собора (40 лет) современники Монферрана объясняли тем, что некий прорицатель предсказал архитектору смерть сразу после окончания строительства Исаакиевского собора. Поэтому архитектор не спешил со строительством. Монферран действительно прожил чуть меньше месяца после освящения собора.



И вот здесь начинается то, чему (как мне показалось) и посвящена выставка в Коломенском - постоянному, непрерывному, буквально Сизифову, труду по поддержанию хотя бы того, что уже построено!



То есть храм еще не достроили и не освятили, но уже начали кусочками подлатывать и реставрировать. И этот процесс непрерывный! В соборе огромное количество росписей, его расписывали Фёдор Бруни, Карл Брюллов, Иван Бурухин, Василий Шебуев, Франц Рисс. Проект декора и общая концепция росписей разрабатывались Монферраном, рассматривались Синодом и утверждались императором.



Иоганн Конрад Дорнер. Эскизы икон для алтарной преграды

Сначала начали расписывать маслом. Но как? По меди, по грунту. Но это Питер, детка (с) Влажность, климат - грунт отставал от штукатурки. С 1851 года было решено по настоянию императора для оформления интерьера использовать мозаику. Создание мозаичных панно продолжалось до начала Первой мировой войны. Смальта для Исаакиевского собора производилась в мозаичной мастерской Академии художеств.



Но здесь даже римская мозаика не выдерживала, для Питера пришлось изобретать новые технологии



При создании шестидесяти двух мозаик собора было использовано более 12 тысяч оттенков смальты, фоны набирались из золотой смальты (канторели).



Большую реставрацию собора начали в 1928 году, но не успели завершить до войны. Потом Блокада, восстановление. С 1947 года началась новая реставрация - самого собора, живописи, скульптур. На выставке как раз этот этап показан очень подробно



Темный квадратик - это фиксация «до» реставрации



Я все время думала там, пока смотрела - какое огромное количество людей задействовано в такой работе. Фотография уже была, но все равно - все картины «фиксировались» вручную, живописью.





В общем-то это, как  и многое другое - про гений человеческого духа, про способность совершить невозможное.





Анри Луи Огюст Рикар де Монферран - Август Августович. Приехал в Россию 30-летним и до смерти, более 42 лет трудился в Санкт-Петербурге. Мечтал быть похороненным в Исаакиевском соборе, но нет, не разрешил сам Александр II - католик.  Траурный кортеж трижды объехал вокруг Исаакиевского собора; впоследствии останки были доставлены во Францию. Точных данных о дальнейшем захоронении архитектора нет; считается, что он покоится на кладбище Монмартр. Благодарная Россия!



А. Дюран. Исаакиевский собор и здание Сената

и мое фото 2014 года примерно с той же точки :)



Наверное такое фото есть у всех!

Спасибо всем, кто сделал эту выставку!



Там же можно купить книги о соборе



Архитектура, Коломенское, Церкви-Кирхи-Монастыри, Выставка

Previous post Next post
Up