Год назад второй раз пошел он за елкой побывали с Димой вдвоем на месте смерти великого русского полководца Барклая-де-Толли.
Как известно, в мае 1818 года, 56-летний Михаил Богданович «испросил разрешения отправиться в Германию для лечения на минеральных водах». По дороге в Кёнигсберг, в шести верстах от Инстербурга (нынешнего Черняховска), князь внезапно почувствовал себя плохо и скончался 14 (26 мая) на мызе Штилитцен.
Википедия говорит нам, что «Прусский король Фридрих Вильгельм III выслал в Штилицен почётный караул, который сопровождал траурный кортеж до русской границы, где гроб с телом полководца встретил почётный караул во главе с генералом И. И. Дибичем. 30 мая (11 июня) тело было доставлено в Ригу, где состоялась торжественная траурная церемония. Во дворе собора Св. Иакова состоялось отпевание и отдание воинских почестей в присутствии священнослужителей всех конфессий и гражданской администрации города во главе с генерал-губернатором маркизом Ф. О. Паулуччи, а также военного гарнизона.
Набальзамированный прах был доставлен в фамильное имение Бекгоф (Лифляндия), в полутора километрах от нынешнего эстонского населённого пункта Йыгевесте (волость Хельме, уезд Валгамаа) и захоронен в семейной усыпальнице рядом с прахом ранее умершего сына»
Но!!! Сердце великого полководца осталось на месте смерти. Почему? По некоторым источникам (а больше правдоподобных версий такого странного расчленения и нет) Барклай-де-Толли входил, как и многие другие высокопоставленные полководцы и царедворцы, в орден иезуитов (запрещали их, запрещали, а все без толку!) Именно по законам этой прекрасной «организации» сердце человека должно быть похоронено на том месте, где он умер. А тело так - ерунда, везите, куда хотите.
Тогдашний хозяин Штилитцена с иезуитами спорить не стал и «посчитал за честь предоставить землю для захоронения сердца великого полководца». Поэтому уже почти 200 лет рядом с дорогой возвышается прекрасный памятник с орлами, где и было похоронено сердце Барклая.
Впрочем, памятнику-могиле, стоящему буквально на перекрестке истории, не очень повезло. Во время последней войны мавзолей Барклая-де-Толли был разграблен, плита саркофага сорвана, а прах осквернён похитителями, искавшими ордена на его погребальном мундире. А в 45-м у усадьбы началась совсем другая жизнь. Сюда приехали советские переселенцы, поместье и конюшни превратились в малогабаритные квартиры без удобств.
Хорошо, хоть через 40 лет людям удалось получить другое жилье, а усадьба продолжала разваливаться. Здесь жили бомжи, дом и конюшни разбирали на кирпичи местные жители. Первый покупатель приобрел остатки усадьбы всего за 50 тысяч рублей, но с «культурным» обременением. Делать он ничего не собирался, но здесь в дело вступила «рука Москвы». Я вообще-то много раз слышала в Калининградской области сссстрашлые и ужаслые рассказы местных жителей о ужасных москвичах, которые понаехали и скупили всю недвижимость, но тут действительно - Штилитцен купил москвич, да не абы какой, а Виктор Батурин! Зять САМОГО Юрия Лужкова и, как оказывается, пламенный поклонник Наполеона и всего, что связано с его эпохой.
Батурин выкупил усадьбу, наконец-то начался ремонт, были восстановлены конюшни и оранжереи, но… Судьба играет человеком, а разводиться вообще не стоит. В результате бракоразводного процесса имущество Батурина было арестовано в счет погашения пятимиллионного (в долларах США) долга в пользу его бывшей жены, Яны Рудковской.
Сам Батурин до сих пор под стражей, но юридически до сих пор считается владельцем усадьбы. Поэтому снова принять под охрану и начать что-то делать никто не может. А тем временем там уже не просто кирпичи разбирают, но и выпилили несущие балки. Зачем?? 0_0
К тому же «полиция уже дважды пресекала попытки вандалов вскрыть могильную плиту и украсть сердце полководца» Скорее всего, кстати, его там нет уже очень давно. Но! Достоверно это установить пока нельзя, так требуется официальная эксгумация.
Предпоследний эль шкандаль, связанный с виллой Штилитцен - в августе 2013 года на рабочем месте была арестована 26-летняя сотрудница регионального управления Росимущества. Маргарита И. получила взятку в 5 млн рублей за то, чтобы обеспечить победу «некого гражданина Германии» в торгах по приобретению усадьбы Штилитцен. Судя по документации к торгам, 6 августа 2013 года памятник культурного значения был продан гражданину Германии за 1,9 млн рублей (стоимость небольшой квартиры в том же Черняховске). 14 августа, спустя неделю после известия об аресте чиновницы, торги были признаны несостоявшимися. А усадьба??? Конечно она продолжает пропадать.
Ну, про последний скандал даже как-то неудобно писать :) Дело в том, что первый раз мы с Димой были на месте захоронения сердца Барклая летом 2011 года. Тогда же я написала свой первый пост про это место. С фотографиями.
Плохонькими, да уж какими есть.
Но! Видимо, и такие фотографии редкость, поэтому газета «Культура» в сентябре 2013 года выпустила
статью своего корреспондента с МОИМИ фото. Я писала об этом полгода назад, когда увидела ЭТО на просторах интернета. В шоке, надо сказать, писала. Да, мне предложили сразу после моего гневного вопля о воровстве компенсацию. ДВЕСТИ РУБЛЕЙ :)))) А потом просто сначала убрали статью, а потом снова поставили ее, но уже со свежей своей фотографией. Или не своей, но по крайней мере с указанием имени автора. Но! Скрины статьи с моими фото у меня есть, надо бы как-то заняться еще и этим. Вот как-то так у нас все… не через сердце, а через другое место.
Все эти фотографии (да, я опять ничего не защищаю водяными знаками, а наверное, учитывая все вышенаписанное, надо бы?) сделаны в январе 2018 года. Нивы сжаты, рощи голы, зима в Восточной Пруссии навевает самые гнусные мысли. Дима ждал меня в машине, пока я аккуратно заглянула в усадьбу. Очень грустное место... и странное.