Киевский вокзал. Москва глазами инженера

Nov 27, 2018 09:42


Неделю назад сбылось одно из моих заветных желаний.





Я попала, благодаря приглашению mosblog на великолепную экскурсию от проекта « Москва глазами инженера», за что огромное спасибо им и лично Свете sarycheva_s .



Про этот проект знают уже, кажется, все в Москве, так что рекламировать их нет нужды. Просто повторюсь, что все их экскурсии, на которых мы были, неизменно высокого качества и на них, можно ходить только ради экскурсоводов :)



Нас на вокзал водил прекраснейший Александр Ермолин (он в МГИ единственный с таким именем, так что если будете покупать экскурсии и увидите, что экскурсовода зовут так - не ошибетесь). Встречались мы у фонтана «Европа» который так печально выглядит с высоты, и вот здесь я сразу оценила подготовку экскурсовода и заботу о простых людях, которые, хоть и пришли просвещаться, но шмыгали носами, кашляли, чихали и подпрыгивали на ветру. Александр четко выдал тайминг: 20 минут на улице - рассказ о самом вокзале, 40 минут внутри вокзала греемся смотрим все, что можно увидеть, потом самое интересное!

Пересказывать полностью лекцию Александра нет смысла, это надо слышать. Но мы узнали все! И историю российский железных дорог с самого начала, и происхождения слова «вокзал» (я знала, я знала!!!!) и почему Киевский вокзал, а когда-то Брянский - единственный, который расположен вплотную к берегу Москвы реки.

Хотя, если честно, все вокзалы в Москве у нас красавцы, каждый как на подбор.

Но первое здание Брянского вокзала было крохотным деревянным домиком, москвичи его не любили. А вот в 1912 году началось строительство здания, которое все мы знаем. И время тогда было другое - вокзал сразу строили с разделением на «классы». Один вход, правый, если стоять лицом к вокзале, предназначался для дам и господ 1-2 класса, левый - для пассажиров 3 и 4.



Еще не освобожденный труд - шахтеры и металлурги Донбасса. А почему Донбасса? А я теперь знаю :)

И между ними пролегала глубокая пропасть багажного отделения, пересечь которое никак не возможно. Но…… Началась I-я Мировая, потом революции и к тому времени, когда вокзал был достроен, в 1918 году, все изменилось.



Да, вокзал в этом году отметил свой 100-летний юбилей, отсюда и глобальная реставрация, очень бережная и аутентичная. Теперь мы можем увидеть и росписи в технике «гризаль», которые много лет были скрыты под слоями грязи и краски. Все, что можно было спасти и восстановить - спасли.



В принципе, на вокзал можно всегда свободно войти и так, без экскурсии, главное, знать, куда смотреть!

А смотреть стоит во все стороны. Вверх - и в помещениях 1-го класса, и тем более под ноги. И в стенах можно найти много интересного.



Огромное здание, но все было продумано. Пассажирам низших сословий предлагается вода и кипяток, прямо в зале ожидания. Мелочь? Казалось бы, но…..

Имена великих русских архитекторов, создателей вокзала, увековечены на табличках



А поезда, как и 100 лет назад, уходят в Украину



Кстати, в бывшем помещении зала-ресторана для господ, где когда-то стояло всего 5 столиков



уже много лет на стене огромное панно «Дружба Украины и России». И уж там, если приглядеться - и церкви, и космонавты, и хлеборобы, кому чего нравится.



Тут же (сейчас именно в этом зале можно купить билет на аэроэкспресс во Внуково) девушки собирают подписи.



Слышали про новый проект о придании всем российским аэропортам имен великих соотечественников? Народ почему-то возмущается, а я уже привыкла, что в Варшаве Шопен, в Париже Шарль де Голь. Почему бы у нас не быть Циолковскому или Королеву? Географического названия, кстати, это совершенно не отменяет, что бы там кто не язвил :)



А мы выходим на перрон, чтобы увидеть одно из чудес Москвы - ажурный дебаркадер Великого Шухова.





Кажущаяся невесомой конструкция сделана полностью из железа, листы скреплялись по той же технологии, что и на башне месье Эйфеля



К сожалению, Москве не так везло с градоначальниками, как Парижу. Сейчас аутентичных, «шуховских» арки осталось всего 4, в самом начале вокзала



А остальные заменили по принципу «я сделаю вам так же, только лучше» - неееет, врешь, ни при столь часто поминаемом всуе Сергее Семеновиче, фигу! Юрий Михайлович, которого так часто теперь вспоминают, закатывая глазки - он уж был любитель улучшайзинга, его то столичные историки архитектуры и реставраторы тоже будет помнить доооолго.

Уникальные фотографии сооружения дебаркадера



Как это делалось при помощи кувалды и такой-то матери



И античный «гений места».



Нет, не путевой обходчик, путевые обходчики голыми не ходят!

Не вокзал, дворец!



Снова великолепный гризаль



А под ногами пассажиров - настоящая метлахская плитка, которая и тогда, и сейчас стоит запредельных денег.



Но - не экономили, строили на века и вот один уже прошел.

В зале ожидания трудового народа - уже советские барельефы. Можно порыдать, например



Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение старости. А женщины - на равные права с мужчинами зъисть то она зъисть, да кто ж ей даст?!

А еще на отдых и образование!



Это мы уже перешли к «секретной» части экскурсии, с подъемом на закрытую сейчас галерею



Но скоро здесь обещают открыть «закусочную» от одного из лучших рестораторов Москвы. Высокой кухни скорее всего не будет, условия не те, а вот чай-кофе-пирожные, по средним ценам - вполне. Смотрим еще раз на помещения вокзала



Отыскиваем единственную, специально расчищенную, «родную» плиточку росписи



и начинаем подниматься!



Уникальные шуховские перекрытия служебных помещения вокзала. Дерево, но тоже превращается в кружево



А мы идем все выше



Мимо удивительных часов Киевского вокзала, которые до сих пор заводят вручную, потому что они все время убегают вперед. Будочка с механизмом, от которого идут «палки» ко всем 4-м циферблатам



И наконец смотровая площадка. И уникальная возможность не выйти на балкон, нет, это очень опасно. Но хотя бы наступить ногой и высунуться кто насколько сможет «на улицу».





А потом заглянуть, по указанию Александра, в еще одно секретное окошко.



и можно спускаться. Два часа пролетели как 15 минут. Да-да, мы там были 



Еще раз большое спасибо всем организаторам экскурсии!

Сейчас на сайте МГИ до сих пор "чёрная пятница" - скидки 15%!

фб - https://www.facebook.com/moscoweng

вк - https://vk.com/moscoweng

Инстаграм

Архитектура, Москва, mosblog, Мосблог

Previous post Next post
Up