Ваганьковское кладбище. Часть церковная

May 14, 2016 23:04

Ездила днем на великолепную экскурсию по Ваганьковскому кладбищу, которую проводил иерей Сергий Матюшин, клирик храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище. Попала я на экскурсию благодаря mosblog-у и Юлии rijaya_koshka, за что ей огромное спасибо :)


Я сейчас села искать информацию и вот очень хорошие слова отца Сергия:
Что касается кладбища, то многих людей смущают экскурсии здесь. Мол, этично ли это? По-христиански ли? Объясняю им, что с христианской точки зрения никакого смущения быть не должно. В православной традиции забота о местах захоронения вытекает в первую очередь из отношения к телу благочестивого человека, как к сосуду Духа Святаго. И само место погребения является священным: при основании кладбища совершался особый молитвенный чин, в котором данное место выводилось из обиходного обращения и для него испрашивался свой ангел-хранитель. К тому же вспомним слова апостола Павла, обращающегося к коринфянам: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор. 3, 16). Мы почитаем тела простых людей, отсюда их отпевание в храме, прощание с ними. Тем паче мы почитаем праведников, потрудившихся на благо Церкви. Придти к их могилам, услышать рассказ о них, - это, несомненно, имеет миссионерское спасительное значение. Рассказ о праведнике в нашей экскурсионной прогулке заканчивается молитвенным поминанием, тем самым устанавливается молитвенное общение: живые молятся об усопших праведниках, усопшие молятся о нас. Каждую субботу в два часа дня я приглашаю всех желающих совершить экскурсию по одной из трех тем. Первый экскурсионный маршрут охватывает монастырский некрополь и ряд захоронений подвижников XIX века. Ссылка
Вот эта экскурсия, про монастырский некрополь и ряд захоронений подвижников XIX века, сегодня и была. Конечно, самые известные "светские" памятники тоже посмотрели, но вот эта, неизвестная для меня до сих пор часть - очень интересная.
Я на Ваганьковском вообще была очень много раз с детства. Мама очень любит Есенина и Высоцкого вот и таскала меня, так что ездили поклониться им, я сама в 1988 году ездила с молодым человеком на могилу Высоцкого в день его 50-летия, 25 января. Самое пикантное, что это был выпускной, 10-ый класс, и в тот день мы должны были писать какую-то важную контрольную по геометрии, но моя прекрасная классная, Галина Матвеевна, махнула рукой и сказала "Ну, Смирнова, езжай уже!". Помню, какая там была дикая очередь, вдоль ограды кладбища, и все медленно шли и шли, чтобы просто на секунды остановиться и положить цветы.
А сегодня и это все, и совсем новое, то есть хорошо забытое старое.
Ваганьковское кладбище было устроено в 1771 году, как и многие другие московские некрополи, для захоронения жертв Московской эпидемии чумы.


До этого всех москвичей хоронили в оградах их приходских церквей, человек рождался, крестился, женился и умирал в приходе одной и той же церкви. А в связи с эпидемией было запрещено хоронить в самой Москве и поэтому в ближайшем Подмосковье :)))) и возникли все первые московские кладбища.
Москва была там - на Пресне


А здесь жили ваганы, почти ваганты - веселые люди, бродячие актеры. Сначала, кстати, они жили у стен Кремля буквально, на месте Государственной библиотеки была Старо-Ваганьковская слобода и церковь с таким же названием. А потом эту братию прогнали подальше, вот сюда. Здесь они и хоронили своих умерших, так что первые могилы появились здесь до 1771 года.


На территории кладбища два храма. Андрея Первозванного, устроен в здании бывшей гостиницы, 1822 года постройки. Гостиница - потому что здесь же не было жилых домов, поэтому для приезжих на могилы были построены два флигеля у входа на кладбище - гостиница и богадельня.


Первое фото сделано в нем. Памятные доски в честь священников, погибших в годы гонений


И второй храм, в котором служит отец Сергий - Воскресения Словущего, 1824 года постройки.


Этот храм не закрывался и не разорялся, но принадлежал "обновленцам", потом был возвращен РПЦ


Престол Николая Чудотворца, покровителя ваганов. И их тоже




По словам отца Сергия, захоронения XIX века занимают примерно 5%, от XVIII века не осталось вообще ничего, но это и понятно, хоронили-то "сверху", слоями, в могилы предков, собственно, как и сейчас.


Одно из самых старых захоронений, могила, естественно, была под землей.


Кресты почти везде сбиты комсомольцами. Почему-то отец Сергий все время поминал этих самых "комсомольцев" 30-х годов :) Но годы были страшные, понятно. Люди на могилах предков сбивали должности, награды. Купчиха или чиновница???


Опять без креста


Второе имя сверху - Книппер Анна Васильевна. Тимирева, возлюбленная Колчака


И рядом кенотаф ее сына, Володи Тимирева, погибшего на Бутовском полигоне. Я о нем писала, когда мы посмотрели фильм.


Сени тут старые, XIX века


На этой же аллее Вениамин Каверин


Семейная усыпальница Прохоровых, сейчас там подсобное помещение


Семейный участок Морозовых. Савва Морозов симпатизировал большевикам, так что м.б. поэтому все сохранилось?


Саврасов, "Грачи прилетели"


Умер в бедности, от известного русского недуга, был похоронен под деревянным крестом, этот памятник возведен намного позже


И - первое место, куда нас особо ведет отец Сергий


"Что касается монашествующих, самым первым, по подсказке своих помощников, я нашел захоронение родных сестер с фамилией Фон-Лескен. Под памятником из черного камня, лишенным в смутную годину креста, покоились игумения Серафима, монахиня Леонида и монахиня Анастасия. Тут же отправился в архив, нашел дореволюционные газеты, откуда узнал: в жилах этих православных монахинь текла кровь немецких баронов....
Многое, конечно, поразило при знакомстве с канвой жизни сестер. Например, то, что три дочери офицера Вильгельма Фон-Лескен, дослужившегося в Русской армии до чина полковника, были воспитанницами института благородных девиц и свободно изъяснялись на русском, французском, немецком языках, но две из них, старшая и младшая, придя в православный монастырь (московский Рождественский), на протяжении многих лет смиренно выполняли рядовые послушания. Старшая продавала свечи, младшая была письмоводителем обители. А средняя их сестра, имевшая, видимо, незаурядные способности, всего через три года после монашеского пострига была возведена в игуменский сан. В ее послужной список входит недолгое, менее полугода, пребывание настоятельницей древнего Брусенского Свято-Успенского монастыря в Коломне, затем возвращение в качестве настоятельницы в московский Рождественский монастырь. И, наконец, матушка Серафима возглавила первоклассный Вознесенский монастырь в Московском Кремле, служивший усыпальницей великих княгинь, княжен и цариц из царского дома. Почему она, будучи в Рождественской обители, не «возвысила» родных сестер, дав им, допустим, какие-то особо ответственные послушания? Почему, став настоятельницей обители в Кремле, не торопилась перевести сюда монахиню Леониду и монахиню Анастасию (сделала это только тогда, когда почувствовала близкую кончину и пожелала проститься с родными людьми)? Думается, ответ прост: игумения Серафима прежде всего служила Богу и видела в монашестве средство спасения души, а не способ легко и комфортно провести годы земной жизни. Сама матушка редко покидала святую обитель. Она очень любила церковную молитву и молилась практически на всех монастырских службах, пока не заболела водянкой. Спокойная, миролюбивая, удивительно кроткая - такой облик настоятельницы древнейшего монастыря вырисовывается при знакомстве с архивными материалами... Отошла ко Господу игумения Серафима 8 апреля 1893 года. В некрологе сообщалось, что она похоронена на участке обители на Ваганьковском кладбище." Ссылка


Филипповы - филипповские булочки с изюмом :)


Могила протоирея Валентина Амфитеатрова


Очень странное место. Перед смертью, по преданию, он сказал, чтобы его похоронила на двойной глубине "чтобы меня не нашли" и сказал, что будет покоиться среди воинов. В 30-е годы памятник его был уничтожен, а во время войны на этом участке стали хоронить умерших от ран бойцов, но могила его так и не была найдена и разорена. Все сбылось....
Странное место почему? Вот этому большому и красивому кресту поклоняться НЕ надо!


Он установлен очень странной женщиной, которая все время, пока мы были там, ходила вокруг и очень встревоженно следила за всем происходящим. Там все сложноТМ
Официально место поклонения - белый крест, намного скромнее, он стоит совсем рядом


Но!!!! Заботливые подписи доставляют :)


Из-за этого всего процесс канонизации отца Валентина затягивается, но верующие идут, чудеса совершаются, так что идите и просите!
Вот сохранившийся памятник - и крест, и чин, все на месте!


Какие лица...


Первоначально кладбище занимало небольшой участок, обведенный ручкой


При протоирее Алексее Приклонском расширилось почти вдвое, соверменная ограда кладбища - тоже его заслуга


Крест опять сбит, но атрибуты священника - Библия и портиры, сохранились.
Еще одна могила священника?


И вот еще "кусочек" православно-подвижнической части кладбища - могилы послушниц московских монастырей




На участке под номером 23, со стороны Писательской аллеи, вблизи колумбария. Я выявил там свыше 10 отдельных захоронений с указанием: «монахиня такая-то (или инокиня) Страстного монастыря». Так что можно предположить: весь этот угол принадлежал Страстной обители, в фондах которой начала XX века имеются указания на многочисленные погребения здесь ее насельниц. Однако эти могилы, что мы видим, датированы советским периодом: от 1935 до 1983 года. Как-то возле одной из них я встретил немолодую женщину. Разговорились. Она оказалась племянницей инокини Ксении (Перепелкиной), насельницы Страстного монастыря, и поведала мне о жизни своей тети и других монашествующих, которые чувствовали себя единой духовной семьей всю жизнь.


Хоронили здесь и блаженных, юродивых. К ним тоже до сих пор приходят люди.


Очень известная могила в глубине участков, но к ней специально проложена дорожка.




Говорят, что блаженный носил вот этот камень на себе, как вериги, теперь на него становятся ногами, чтобы просить об исцелении


Я почему-то сразу вспомнила про могилу св.Йошу в Стамбуле
Там (в смысле тут, у нас в Москве) три креста - правильный, то есть первый и под которым камень, самый высокий железный слева!


И еще один блаженный, про которого вообще ничего не известно, кроме того, что он исцелил вот эту самую девицу Варвару, и она потом всю жизнь ухаживала за его могилой




Вооот! Но это только небольшая часть :)
***
Статья Сергея Матюшина "Церковный некрополь Ваганьковского кладбища"
«Священное Ваганьково». Память соединяет поколения
***
Часть вторая - светская часть
Часть третья - пантеон у колумбария

Кладбища и воинские захоронения, я блогер, mosblog, Интересное, Церкви-Кирхи-Монастыри, Москва, История, Мосблог

Previous post Next post
Up