когда в начале 2011го ко мне в руки попала книга Мариам Петросян "
Дом, в котором..", мне пообещали, что она станет для меня "книгой года".
так, собственно, и вышло. книгу объемом почти в 1000 страниц я проглотила за несколько дней, а впечатления, полученные в процессе чтения и по его итогам, даже сейчас - в виде воспоминаний - заставляют болезненно сжиматься сердце. я очень редко, дочитав книгу до конца, всерьез расстраиваюсь на тему того, что "вот все и закончилось". этот роман - исключение из правил, и я до сих пор скучаю по Серому Дому и его обитателям. жаль, что автор, потратив на его создание без малого 10 лет, решила навсегда завязать с литературой, тем самым сделав его главным и единственным произведением своей жизни.
"..Дом стоит на окраине города. В месте, называемом Расческами. Длинные многоэтажки здесь выстроены зубчатыми рядами с промежутками квадратно-бетонных дворов - предполагаемыми местами игр молодых «расчесочников». Зубья белы, многоглазы и похожи один на другой. Там, где они еще не выросли, - обнесенные заборами пустыри. Труха снесенных домов, гнездилища крыс и бродячих собак гораздо более интересны молодым «расчесочникам», чем их собственные дворы - интервалы между зубьями.
На нейтральной территории между двумя мирами - зубцов и пустырей - стоит Дом. Его называют Серым. Он стар и по возрасту ближе к пустырям - захоронениям его ровесников. Он одинок - другие дома сторонятся его - и не похож на зубец, потому что не тянется вверх. В нем три этажа, фасад смотрит на трассу, у него тоже есть двор - длинный прямоугольник, обнесенный сеткой. Когда-то он был белым. Теперь он серый спереди и желтый с внутренней, дворовой стороны. Он щетинится антеннами и проводами, осыпается мелом и плачет трещинами. К нему жмутся гаражи и пристройки, мусорные баки и собачьи будки. Все это со двора. Фасад гол и мрачен, каким ему и полагается быть.
Серый Дом не любят. Никто не скажет об этом вслух, но жители Расчесок предпочли бы не иметь его рядом. Они предпочли бы, чтобы его не было вообще.."
>> читать в ноябре прошлого года вышло
переиздание - трехтомник с чудесными иллюстрациями Наиры Мурадян (
narara).
обложка первого издания: