Вакуумные цветы. Майкл Суэнвик.

Jan 23, 2008 07:05


Очередной роман "отца" киберпанка нового поколения, в котором он полностью переворачивает наши представления о... бла, бла, бла... С официальной частью на этом закончено. Дальше буду писать свои личные впечатления.

Атмосфера неплоха. Научная фантастика. Люди живут в пределах солнечной системы на платформах, кометах, спутниках планет, огромных кольцах вокруг Солнца, так называемых дайсоновских мирах, названных по имени автора идеи. Киберпанк. Люди могут загрузить себе программу и выполнять социальную роль, которую эта программа требует. Например, полицейские при разгоне толпы могут на лету перепрограммировать участников беспорядков так, что те станут полицейскими. Или стать неутомимым героем-любовником, мастером единоборств и т.д. и т.п. Программы пишут специально обученные люди, которых называют волшебниками (правильный перевод, думаю, должен быть, мастера). Земля населена существами, которые раньше были людьми, но в один момент стали единым мыслящим организмом за счет особой технологии связи. Цели и задачи, которые ставит себе Земля, людям, живущим в космосе не понятны и не близки. Был эпизод, когда Земля пыталась распространить свое влияние на окружающее пространство, была война, но дело обошлось перемирием в связи с тем, что группы Землян не могли поддерживать быструю связь с Землей и единство рассыпалось.

Затравка сюжета. Некая женщина Эвкрейша Мадларк создала (запрограммировала) очередную личность (Рэбел) на продажу. Но после того, как она попробовала ее на себе, совокупность этих двух личностей попытались ее убить, или по-крайней мере сделать так, чтобы Рэбел осталась жива. Это был компромисс. В течение романа новая Рэбел Эвкрейша Мадларк спасается от корпорации, в которой героиня работала. Теперь же она желает сохранить новую личность себе, и не пустить ее в тираж на продажу. Зачем это делать, не очень понятно.

Триста тридцать страниц я читал около недели. Язык книги тяжелый. Язык суховат. Предложения переполнены техническими, но абсолютно не необходимыми подробностями. Взгляд скользит по странице, почти ни на чем не цепляясь. Если читатель любит вдумчиво читать научные статьи, проверяя себе на уме каждое предложение, как говорится, welcome to the hell.

Внутренний мир персонажей раскрыт слабо. Мягко говоря, слабо. Его вообще не видно, за исключением главной героини и ее возлюбленного. Остальные - не личности, а пешки, на которых в случайном порядке развешаны ярлыки, отличающие их друг от друга, но из-за значительного количества этих ярлыков в голове читателя происходит путаница и он скоро перестает в них ориентироваться.

Сюжет изобилует эпизодами, которые ничего не проясняют, а только запутывают и забивают голову, я бы их рекомендовал опустить, например, история про одного героя, который держал при себе кучу слуг, запрограммированных на то, что они слуги аристократа в эпоху Англии века так 17-18.

Концы некоторых сюжетных поворотов повисли в воздухе. Например, что стало с Чарли. Чарли - условное имя одного из существ с Земли, которое было слито с единым разумом, но в результате диверсии наших героев потеряло эту связь и начало приобретать индивидуальность. Описание занятий с Чарли, общение с ним - интересный и захватывающий эпизод книги. Однако, описание его судьбы автор обрывает и дальше к нему не возвращается. А зря.

Лакуны в воображении автор заполнил не слишком подробными, скорее схематично обозначенными, но частыми сценами из сексуальной жизни главной героини с разными людьми.

Развязка тоже не убедительна, считаю, что роман не закончен, не все сюжетные линии доведены до конца, автор просто написал триста страниц и устал, решив, что триста - хорошее число. Намекну, что в финале присутствует некая взаимовыгодная сделка единого разума Земли и людей живущих в космосе.

Оценки:
- За оригинальную атмосферу, описание эпохи начала покорения космоса - пять.
- За сухой технический язык - один балл.
- За сюжет - три.
Previous post Next post
Up