Жители Аляски получают проценты от продажи нефти, а в России нефть является достоянием олигархов.

Dec 11, 2018 21:59



Россияне хотят жить хорошо на деньги от нефти. Аляска делает это уже 40 лет.
Зависимость от энергоресурсов фактически развалила СССР - падение доходов привело к экономическому кризису и без того покосившейся системы социалистических стран. Россия во многом повторяет ошибки советской системы, хоть и старается перестраховываться. Одним из таких перестраховочных механизмов стали резервные фонды - кубышки на случай экономических катаклизмов, формируемые нефтяными доходами. Подобными фондами обладают многие страны и даже отдельные регионы - например, американский штат Аляска, чей собственный фонд немногим меньше общероссийского.

Нефтяные деньги Аляски распределяются между жителями штата, а российские - инвестируются в порой сомнительные проекты.Разные государства, богатые природными ресурсами, подходят к вопросу их освоения по-разному. «Лента.ру» уже рассказывала о норвежской модели инвестирования в крупнейшие мировые компании и о проблемах, с которыми сталкиваются власти этой скандинавской страны. Ее главный суверенный фонд называется пенсионным, но по сути таковым не является. Его задача - служить копилкой для будущих поколений. Нынешние же норвежские пенсионеры (как и российские) получают пособия из взносов, которые выплачивают работодатели за своих сотрудников. Власти имеют право тратить деньги фонда, размер которого превышает триллион долларов, на текущие нужды в строго ограниченных рамках - не больше трех процентов от общей стоимости активов. Когда правительство решится распечатать кубышку - неизвестно. По всей видимости, это произойдет, если доходы от экспорта нефти начнут истощаться, а высокий уровень жизни окажется под угрозой.

Принципиально другого подхода придерживаются арабские страны. Там тоже есть суверенные фонды, но деньги оттуда не стесняются расходовать - в основном на льготы и привилегии местным жителям. До недавнего времени (пока позволяли мировые цены на нефть) в большинстве государств Персидского залива отсутствовали налоги для физических лиц (включая НДС), а граждане, которых традиционно меньше, чем приезжих рабочих, могли рассчитывать на бесплатное образование, здравоохранение, услуги ЖКХ, беспроцентные кредиты на покупку жилья или подарки от властей к свадьбе. Это существенно облегчало жизнь, хотя денег на руки люди не получали.

Однако в мире есть фонд, который не копит нефтегазовые деньги на черный день и не разбрасывается ими, а выдает местным жителям, которые самостоятельно несут ответственность за их расходование. Действует он не в отдельной стране, а в самом северном американском штате - на Аляске. В 1976 году его основал губернатор Джей Хаммонд, решивший таким образом привлекать в суровый край рабочую силу. Первые годы он существовал в статусе отделения при департаменте налогов, затем получил название Alaska Permanent Fund (Постоянный фонд Аляски, APF).
Тогда же была учреждена специальная государственная управляющая компания - Alaska Permanent Fund Corporation (APFC). Каждый год она подготавливает и утверждает на наблюдательном совете инвестиционную стратегию, а затем отчитывается о ее исполнении перед государством и перед всеми желающими на своем сайте.

Первые выплаты дивидендов случились уже через шесть лет после основания фонда - в 1982-м и составили тысячу долларов на человека (претендовать на них, по закону штата, может любой, кто прожил здесь хотя бы год). В дальнейшем дивиденды менялись в зависимости от колебаний нефтяных цен на мировом рынке и от демографической ситуации (общего количества резидентов): от 331 доллара в 1984-м до рекордных 1963 долларов в 2000-м. Каждой осенью, в конце финансового года (в США он заканчивается в октябре), представитель правительства штата объявляет размер дивидендов - во время специальной процедуры в присутствии прессы он вскрывает конверт. В 2018 году выплаты составили 1600 долларов на человека, всего на них было направлено 726 миллионов.

Таким образом, на Аляске удалось реализовать подобие идеи базового (или безусловного) дохода, который пытаются внедрить у себя многие страны. Согласно этой концепции, все резиденты могут рассчитывать на регулярные выплаты без каких-либо условий. Предполагается, что это позволит им чувствовать себя свободнее, не зависеть от одного источника дохода (как правило, работодателя) и смелее реализовывать предпринимательские и творческие идеи или же тратить больше на обучение. Исследования и проводившиеся в отдельных регионах эксперименты (самые ранние датируются 1970-ми годами) не дают однозначного ответа.

Однако опыт Аляски отличается от классического безусловного дохода. Во-первых, размер выплат может меняться. Во-вторых, американский полуостров - первый регион, решивший тратить на дивиденды жителям именно нефтяные деньги: щедрые льготы арабских стран базовым доходом назвать нельзя (только в конце прошлого года власти Саудовской Аравии начали монетизировать упраздненные льготы самым незащищенным слоям населения). Прошлогодняя инициатива коммунистов могла поставить в один ряд с Аляской и Россию. В документе говорилось, что на выплаты надо направлять 20 процентов заработка государства от экспорта энергоресурсов (с ежегодным повышением на два процента). Получателями предлагалось сделать граждан, отработавших или состоявших на бирже труда не менее девяти месяцев в каждом конкретном году.

Но сами же авторы приводили расчеты, согласно которым россияне могли бы рассчитывать только на десять тысяч рублей в год. Во многом из-за этого законопроект забраковало правительство. Виной всему - слишком большое население нашей страны: получателями нового пособия предлагалось сделать 116,3 миллиона человек, в то время как на Аляске в 2018 году живет всего 738 тысяч. Отсюда и десятикратная разница в размерах выплат: десять тысяч рублей против 1600 долларов (примерно 107 тысяч рублей).

В России и сейчас существуют суверенные фонды: Фонд национального благосостояния (ФНБ) и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Первый был создан десять лет назад в результате разделения Стабилизационного фонда на две части (помимо ФНБ, до 2018 года существовал также Резервный фонд, но его запасы уже истощились). В соответствии с введенным в прошлом году бюджетным правилом, ФНБ наполняется за счет нефтегазовых сверхдоходов - туда поступают средства от продажи топлива по цене выше 40 долларов за баррель. Однако расходуется он совсем не так, как его аналоги в Норвегии, арабских странах или на Аляске.

Часть инвестируется в дорогостоящие госпроекты, которые далеко не всегда оказываются прибыльными: БАМ, Транссиб, финская атомная электростанция «Ханхикиви» (с февраля 2018 года такие расходы заморожены по решению правительства, пока размер ФНБ не достигнет семи процентов ВВП). Отдельная история - с выданным пять лет назад Украине кредитом в размере трех миллиардов долларов. После Майдана новые власти страны не признают долг и отказываются его возвращать.

В России нефтегазовые доходы поступают в единый для всех суверенный фонд и тратятся на благоустройство страны. Каждому гражданину они могли бы приносить только десять тысяч рублей в год, но и этих денег люди в обозримом будущем не увидят. Власти США, понимая, что прокормить всю страну нефтяными деньгами не получится, исповедуют другой подход: они инвестируют в активы по всему миру (в том числе и в России) и делятся заработанным с жителями одного богатого ресурсами региона. В нынешнем году они получили дополнительные 1600 долларов.

Среднедушевой доход населения на Аляске составляет 55,9 тысячи долларов в год (около 312 тысяч рублей в месяц), в главном нефтеносном регионе России - Ханты-Мансийском автономном округе - 44,1 тысячи рублей в месяц. Его жители, как и остальные россияне, мечтают о легких деньгах, которые приносил бы им нефтяной доход. В самом северном штате Америки его получают уже 42 года.

подробнее [Новости без цензуры]https://konan-vesti.blogspot.com/2018/12/blog-post_11.html


государство, США, нефть, Россия, доходы, сравнения

Previous post Next post
Up