Доля посредников в цене на рыбу составляет около 25 процентов. Если исключить этот фактор, стоимость продукции для потребителей заметно снизится. Это одна из мер, предложенных Федеральной антимонопольной службой для ограничения цен на рыбу.
По данным Росстата, цены на рыбу у производителей за прошлый год выросли на 3,3 процента. В 2015 году она подорожала почти в полтора раза.
В декабре президент России Владимир Путин поручил Федеральной антимонопольной службе совместно с минэкономразвития и минсельхозом разработать меры по ограничению роста стоимости рыбы. Свои предложения ведомства уже направили в правительство.
Наиболее эффективными из них ФАС считает развитие на территории страны аквакультуры (рыбоводства) и альтернативных способов торговли рыбой.
Сегодня большая часть представленной на рынке рыбной продукции обеспечивается за счет рыболовства, а не за счет продукции аквакультуры (товарного рыбоводства). Цифры говорят сами за себя: так, на Дальнем Востоке добывается 2,8 миллиона тонн рыбы и морепродуктов (60 процентов от общероссийского улова). И только 6,5 тысячи тонн (0,2 процента) - это продукция аквакультуры. При этом во всем мире ее доля составляет 46,6 процента от общего объема рыбной продукции.
Объем допустимого улова рыбы, равно как и количество компаний, имеющих право на вылов, ограничено. Это приводит к недостаточности предложения на рынке и завышенным ценам на товар.
“Чем больше в цепочке компаний-посредников, осуществляющих переработку, фасовку, транспортировку рыбы, тем выше конечная стоимость
Развитие аквакультуры в совокупности с объемами, получаемыми за счет вылова, должно заметно увеличить общее предложение рыбы как на внутреннем рынке, так и для целей экспорта. Это, как следствие, приведет к снижению цен.
Работа, направленная на развитие аквакультуры, уже ведется. К примеру, совсем недавно ФАС поддержала предложения по совершенствованию механизма предоставления рыбоводных участков в пользование.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют искусственное воспроизводство рыб на собственных или арендованных рыбоводных заводах. Рядом с такими заводами всегда расположены рыбоводные участки, в которые осуществляется выпуск рыбы. Сегодня эти участки предоставляются рыбоводным хозяйствам в пользование по результатам торгов (конкурсов, аукционов). Минсельхоз же предлагает предоставлять их без торгов тем предпринимателям, которые уже занимаются на них промышленным рыбоводством с использованием рыбоводного завода.
Подобные изменения снизят нагрузку на предпринимательский сектор и будут способствовать укреплению рыбоводных хозяйств, поэтому ФАС поддержала эту инициативу и предложила распространить ее в том числе на прибрежное рыболовство.
Кроме того, если изменить процедуру предоставления в аренду земельных участков для размещения на них рыбоводных заводов с соответствующей инфраструктурой, то предпринимателям, которые уже имеют в пользовании рыбоводные участки, земельные участки могут предоставляться без торгов.
Важно отметить, что по действующему законодательству цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию. Исключение составляют случаи, когда правительство устанавливает на определенный срок предельные розничные цены на социально значимые продукты питания. В остальное время предприниматели вправе продавать свой товар по любой цене, исходя из спроса и предложения.
В рамках антимонопольного регулирования ФАС проверяет обоснованность установленных тем или иным субъектом цен на товар только в том случае, если этот субъект занимает доминирующее положение на рынке. Также антимонопольный орган обязан реагировать на антиконкурентные соглашения между участниками рынка, заключение которых приводит к завышению цен на товар.
На сегодняшний день российский рынок рыбной продукции является конкурентным: организаций, занимающих доминирующее положение, не выявлено. Вместе с тем оперативный мониторинг и контроль за состоянием рынка рыбной продукции проводится нами постоянно.
Анализ формирования розничных цен на рыбу и морепродукты показал, что около 25 процентов розничной цены приходится непосредственно на сырье, 25 процентов - на производственные расходы, где значительную часть составляют топливо, электроэнергия и портовые услуги. Около 50 процентов цены формируется за счет так называемой сферы обращения, когда продукция передается от одного перекупщика к другому, пока не дойдет до конечного потребителя. При этом от 20 до 30 этой доли приходится на посредническое звено, и порядка 20 процентов составляет торговая надбавка. Таким образом, чем больше в цепочке компаний-посредников, осуществляющих переработку, фасовку и транспортировку, тем выше размер удорожания.
Поэтому действенной мерой по ограничению роста цен на рыбу станет развитие альтернативных способов торговли рыбной продукцией: специализированных несетевых торговых объектов, ярмарок и рыбных рынков, необходимость создания и государственной поддержки которых обозначена в декабрьских поручениях президента России.
Это позволит сократить цепочку между производителем товара и конечным потребителем, оптимизировать и сократить затраты на логистическую составляющую и повысить конкуренцию на рынке розничной торговли рыбой, что в конечном счете снизит цену на рыбу и положительно скажется на ее качестве.
Оригинал взят у
netrmed в
Почему в России такая дорогая рыба?