Правда о Шумакском золотом водопаде

Apr 25, 2011 13:29

Сегодня я хочу опубликовать настоящую историю Деминского (Шумакского) золота. На эту тему было много публикаций, но все они основываются на статью профессора Львова, опубликованную еще в 1930 году и имевшую огромное количество неточностей.

Впрочем, обо всем этом есть в статье, которую написал мой папа - геолог, кандидат геолого-минералогических наук, родственник того самого Новикова, который последним видел это золото и был убит бандитами во время последней его экспедиции. В свое время он изучил много материалов на эту тему, поговорил с родственниками, жившими в то время. И вот после очередной публикации, после очередного перессказа перевранной истории в "Свободной прессе" (svpressa.ru/all/article/36686/#bl) он решил-таки написать свою версию, основываясь на фактах, и исправить неточности, которые кочуют из одной статьи в другую.

Д.С.Глюк

Загадки Шумакского золотого водопада

«Легенда о золотой жиле», «Тайна водопада Шумак», «Золотой водопад», «Трудное золото» (И.Никитин, альманах «Ангара», 1962, № 3), «Неразгаданная тайна «Деминского золота» (С.Волков. «Аргументы и факты в Восточной Сибири»,  2006, № 46), «Сибирское Эльдорадо» («Копейка», 2011, 19 янв.) - вот далеко не полный перечень научно-популярных, полудокументальных, а то и совсем фантастических статей, рассказов и повестей, по-видимому, об одном и том же золоторудном объекте в Восточном Саяне в бассейне рек Китоя и Шумака.

Все эти публикации основываются на легендах, слухах и очень малом фактическом материале, вследствие чего содержат огромное количество небылиц и вымыслов. В то же время речь в этих публикациях идет о реальных людях, хотя не только обстоятельства их жизни, но зачастую их имена и фамилии оказались искаженными. Поэтому хотелось бы еще раз вернуться к этой истории и восстановить истину - исправить неточности, кочующие из одной публикации в другую. Тем более что интерес к этому объекту не исчезает, о чем говорят вновь и вновь появляющиеся в печати материалы.

Автор настоящей статьи, внучатый племянник того самого Новикова, который нашел «золотой водопад», геолог, кандидат геолого-минералогических наук, работая в одном из институтов Академии наук СССР, получил возможность ознакомиться с закрытыми тогда еще архивами МВД и некоторых других организаций, где нашел судебные материалы по делу пропавшей экспедиции В.Новикова, изучил отчеты всех экспедиций, так или иначе связанных с этим золоторудным объектом, а также опросил своих многочисленных родственников. Таким образом были получены объективные данные, в значительной степени уточняющие обстоятельства дела.


В основе всех упомянутых выше публикаций лежит статья проф. А.В.Львова «О геологических исследованиях в Тункинских и Китойских Альпах»   (журнал «Советская Азия», 1930, № 3-6),  где он пересказал легенду о Дмитрии Демине и представил свою версию дела В.Новикова. Документальных данных о Д.Демине и его золоте не существует. В то же время документов о В.И.Новикове вполне достаточно, чтобы увидеть в статье А.В.Львова существенные неточности, касающиеся ряда обстоятельств жизни действующих лиц этой истории.

Попробуем восстановить действительные события.

В статье проф. А.В.Львова говорится: «Наследниками Кузнецова в поисках потерянного клада делается служащий Кузнецова на асбестовом руднике Шнелль и его родственник Новиков, который в качестве горного техника в 1908-1910 гг. по поручению Верхнеамурской компании производил разведку на золото в низовьях Шумака (Дмитриевки)…»

О ком это?

«Служащий Кузнецова Шнелль» - известный исследователь саянского нефрита Иннокентий Яковлевич Шнелле, сын ссыльного, получивший квалификацию горного мастера на Урале в конце XIX века. Он действительно работал в «Асбестовом товариществе Кузнецова» на Ильчирских асбестовых рудниках. В начале XX века он организовал свое собственное предприятие по поискам и добыче нефрита и асбеста. Проф. А.В.Львов утверждает, что И.Я.Шнелле после революции сбежал. Это не так. С 1920 по 1928 год И.Я.Шнелле работал в г. Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) в Бургосторге и Центросоюзе, а в 1928 году его пригласили в Иркутск в трест «Востсибкрайпромсоюз» на должность главного специалиста по нерудному сырью. В его ведении здесь были не только нефрит и асбест, но и цементное сырье, строительные материалы, каменный уголь и др. На фотографии 1929 года И.Я.Шнелле среди шахтеров в пос. Клюевка (второй слева во втором ряду).




Фотография сделана по поводу введения шахты в эксплуатацию. Умер И.Я.Шнелле 9 июля 1932 года в Москве, куда он был командирован трестом «Востсибкрайпромсоюз» в Геологический комитет РСФСР с отчетом о положении дел с нерудным сырьем в Восточной Сибири. По поводу его смерти в газете «Восточно-Сибирская правда» за 14 июля 1932 года опубликован некролог.

«Горный техник Новиков» - Владимир Иванович Новиков, двоюродный брат жены И.Я.Шнелле Любови Николаевны Кусковой. Горным техником он не был и быть не мог. Он родился в 1892 году в семье служащего. После смерти отца вынужден был идти работать  - в 1907 году его взял к себе простым конторщиком И.Я.Шнелле. Естественно, никакой разведки на золото на Шумаке и Китое «по поручению Верхнеамурской компании» в 1908-1910 годах В.И.Новиков вести не мог - какую разведку может вести шестнадцатилетний городской мальчишка без какого-либо горно-геологического образования?

Может быть, был другой Новиков? Именно горный техник, который и вел эту разведку? Фамилия Новиков довольно распространенная, что и могло послужить причиной путаницы.

И.Я.Шнелле в 1908-1910 годах также не мог искать золото на Шумаке. Его полевые дневники говорят о том, что в эти годы он работал на Оноте, Урике и в верховьях Оки, где открыл новый весьма перспективный нефритовый район.

А.В.Львов пишет, что Новиков до революции жил в Тунке, и  «за эти годы он успел несколько раз побывать на Китое, так как служил в Монгольской экспедиции ГЭЯ (в статье А.В.Львова именно так, прописными буквами. - Д.Г.).».

Это также не соответствует действительности. В 1914 году В.И.Новикова призвали в армию, откуда он вернулся через год после сильной контузии «комиссованным вчистую» в чине заурядпрапорщика с квалификацией ветфельдшера. В это время в Иркутске организовывалась полувоенная экспедиция под началом полковника Владимира Ивановича Гея, которая должна была закупать скот в Монголии для снабжения армии мясом. В.И.Новиков поступил в эту экспедицию вольнонаемным в качестве заведующего Шимкинским пунктом приема скота и прослужил в этой должности до весны 1920 года, поскольку экспедиция эта после революции продолжала существовать, снабжая мясом сначала армию Временного правительства, а потом и армию адмирала А.Колчака.

Естественно, что в этот период В.И.Новиков также не мог заниматься поисками золота на Шумаке, так как время было военное и никакие длительные отлучки заведующего заготпунктом были невозможны. А жил в это время Владимир Иванович не в Тунке, а в пос. Шимки, где располагался этот приемный пункт.

Проф. Львов пишет также, что «в 1918-1919 годах Новиков, участвуя в отряде белых, скрывался в верховьях Китоя», где и нашел золото под одним из водопадов.

На самом деле в 1918-1919 годах В.И.Новиков ни в каких отрядах не участвовал, а постоянно жил со своей семьей в пос. Шимки, оставаясь завзаготпунктом. И только весной 1920 года после прихода в Иркутск Красной армии он решил уйти на какое-то время в тайгу - «переждать лихое время», где и нашел золотоносную жилу под водопадом совершенно случайно. По его словам, золото он увидел утром: ручей стекал по скале - коренному выходу кварцевой жилы, в которой в лучах солнца вспыхивали «золотистые светлячки». Ножом он наковырял 2 штофа (бутылка емкостью около литра) золота общим весом около пуда. Большая часть золота была в виде небольших «горошин» величиной с кедровый орех, но был еще один самородок около 10 фунтов весом, по форме напоминающий рукоятку небольшого топорика.

С этой добычей в начале июля 1920 года Владимир Иванович пришел домой в пос. Шимки, где его ждали жена Наталья Петровна и две дочери: пятилетняя Клавдия и двухлетняя Елена. Закопав предварительно в лесу часть золота (оно впоследствии оказалось очень кстати, так как некоторое время его семья была практически без средств к существованию), он с самородком и частью мелкого золота общим весом около 11 фунтов сдался властям. Через несколько дней, выяснив, что он собой представляет, В.И.Новикова отпустили домой, взяв подписку о невыезде.

Утверждение проф. А.В.Львова о том, что Новиков с 1920 по 1926 год сидел в тюрьме, - очередная фантазия. В тюрьме он действительно сидел, но не 5-6 лет, а с 24 апреля 1921 года по 4 декабря того же года «по подозрению в связи с контрреволюционными казаками с. Тунка». В начале 1922 года его приняли на работу в заготконтору «Центрсоюза», образованную на базе экспедиции В.Гея, где он и проработал до 1926 года.

В это время началось формирование горно-геологической службы Восточной Сибири, и власти вспомнили о золоте, сданном В.Новиковым при выходе из тайги. Был организован небольшой отряд (6 человек) на деньги нэпмана из пос. Слюдянка по фамилии Фисенко, но до золота в этот раз они не дошли - перевалы засыпало снегом.

А 29 мая 1927 года из пос. Гужиры вышла экспедиция из пяти человек: В.И.Новиков, Кузьма и Василий Леоновы - старатели, Афанасий Шведов и Антон Нарожный (а не Дорожный, как у А.В.Львова) - жители пос. Слюдянка. До урочища Нижний Хубурун ехали на подводах. Дальше дороги не было. Еще в Гужирах А.Шведов заподозрил неладное. Ему показалось подозрительным поведение братьев Леоновых, и он написал об этом записку своей жене.

Что было дальше, известно только из следственных материалов.

Через две недели пути экспедиция добралась до золотого водопада и за неделю работы добыла более двух пудов золота. На обратном пути братья Леоновы убили своих спутников и вернулись домой в Слюдянку, сказав, что их компаньоны утонули при переправе через р. Китой по пути к месторождению. После этого они якобы заблудились и долго не могли выйти к людям.

Может быть, им и поверили бы, но жена Шведова предъявила властям записку мужа. Кроме того, трудно было представить, что трое крепких мужиков, бывалых таежников, какими были Новиков, Шведов и Нарожный, утонули, а куда более слабые физически братья Леоновы выплыли, тем более что у старшего из братьев  Кузьмы была чахотка второй стадии. И еще один момент - по одежде и внешнему виду братьев при выходе их из тайги никак нельзя было сказать, что они около двух месяцев бродили по горам без припасов, без оружия и даже без спичек.

Братьев Леоновых арестовали. При обыске обнаружили инструменты, которые они брали с собой в экспедицию, а в огороде нашли браунинг с монограммой В.И.Новикова с четырьмя патронами вместо шести. Братья пытались объяснить это тем, что Новиков-де отдал пистолет Кузьме, взяв у него более тяжелое ружье.

Следствие организовало поиски пропавших, однако в 1927 и 1928 годах они ничего не дали. Проф. Львов пишет, что осенью 1928 года проводник экспедиции «Союззолото» охотник А.Краснов представил суду бесспорные доказательства убийства Леоновыми своих спутников. Однако на самом деле бесспорных доказательств в то время представлено не было. Братьев Леоновых осудили на основании косвенных улик (дело № 285 выездной сессии Главного суда Бурят-Монгольской Республики. Приговор вынесен 18 декабря 1928 года в пос. Тунка. Председатель суда Якушин, народные заседателя Воронин, Педорин). Братьев приговорили к расстрелу, но в связи с десятой годовщиной Октябрьской революции расстрел заменили на 10 лет лишения свободы.

Весной 1929 года в одном из заломов в сухом русле р. Китоя тот же охотник А.Краснов нашел останки человека с простреленной головой. По остаткам рыжей бороды и самодельному кованому золотому кольцу с инициалами «В.Н.» опознали В.И.Новикова - наконец-то «бесспорные доказательства» вины братьев Леоновых были найдены.

Вызывает недоумение огромное количество неточностей в статье проф. А.В.Львова. Особенно если учесть, что до революции он был знаком с И.Я.Шнелле - не раз встречался с ним в Тунке, в Аршане и в Иркутске. До некоторой степени это можно объяснить тем, что после прихода Красной армии у И.Я.Шнелле было конфисковано все имущество, в том числе и дом в пос. Тунка, вследствие чего он вынужден был уехать в г. Верхнеудинск к брату. Возможно, это и дало основания проф. А.В.Львову для заявления о бегстве И.Я.Шнелле. Однако после возвращения Иннокентия Яковлевича в Иркутск в 1928 году они с проф. А.В.Львовым, несомненно, встречались, так как оба работали в центре Иркутска (И.Я.Шнелле в тресте «Востсибкрайпромсоюз», а проф. А.В.Львов в госуниверситете) и по роду своей деятельности были связаны с одним и тем же госорганом: Геологическим комитетом, который координировал геологические работы разных организаций. Поэтому понять, почему проф. А.В.Львов не исправил в своей статье, вышедшей в 1930 году, даже совершенно очевидные ошибки, довольно трудно.

А что же «золотой водопад»? С тех пор его искали и одиночки, и целые экспедиции. В 1928 году Китойская экспедиция «Союззолото» под руководством проф. А.В.Львова желаемого результата не дала.

Кузьма Леонов, проведя два года в тюрьме, умер, а Василий неоднократно предлагал свои услуги в качестве проводника. В 1930 году его версию проверяет экспедиция Ангарстроя - безрезультатно. В 1931 году Василий ведет экспедицию Цвиркуна - пусто. В следующем году он указывает другой путь к жиле, но и эта экспедиция ничего не дала. В 1934 году - экспедиция П.В.Митрофанова, тщательно проверившая все версии. Результат нулевой. Автор отчета приходит к выводу, что либо этого месторождения нет в природе, либо люди, описывающие путь к нему, специально дают ложные ориентиры.

В том, что эта золоторудная жила существует, сомнений быть не может - имеются документальные подтверждения сдачи В.И.Новиковым после выхода из тайги именно рудного золота, а не россыпного. А то, что описания маршрутов к месторождению у разных авторов не совпадают, легко объяснимо. Новиков вряд ли решился бы дать своим компаньонам правдивое описание местонахождения жилы - тогда они могли сами найти ее,  а он остался бы не у дел. Именно это и явилось причиной неудачи Фисенко и Китойской экспедиции «Союззолото» после гибели Новикова. А Василий Леонов, сидя в тюрьме, совершенно естественно, хотел погулять на воле, а при случае и сбежать. Выдавать истинное положение месторождения ему тоже было невыгодно - он от этого ничего не получал. Он просто выдумывал маршруты, которые приводили в разные точки, отстоящие друг от друга порой на несколько десятков километров.

Поэтому заявление П.Митрофанова, что все эти подробные описания топографии местности, данные Львовым, Леоновым, Фисенко и даже самим Новиковым, - сплошная фантазия авторов», полностью соответствует действительности.

В 1959-1965 годах в описываемом районе проводились планомерные поисково-съемочные работы масштаба 1:50 000, но и они не привели к открытию жилы.

Некоторые геологи считают, что этот объект может входить в Холбинскую группу месторождений. Однако эта группа расположена в доброй сотне километров от устья Шумака. Да и кварцевых жил с такими высокими содержаниями крупного золота в месторождения Холбинской группы нет.

Таким образом, загадка Новиковского (или Деминского) золотого водопада остается неразгаданной.
Previous post Next post
Up