Погода быстро менялась. Утреннее солнце к обеду заволокло облаками. Стало заметно прохладнее.
Скоро предстояло выступать в путь к подножию перевала Читкул-Чаранг (5242м), который связывает долину реки Баспа с другой долиной небольшой реки на севере, которая в свою очередь впадает в бурный поток Сатледжа. Через этот перевал проходит паломнический путь вокруг горы Киннор-Кайлас(6050 м), которая почитается как обитель Шивы. В планах было пройти первый перевал, встать на ночевку в долине, потом перебраться через восточный кряж и спуститься к деревне Чаранг. На все про все 2,5-3 дня. Поэтому продовольствия с собой взяли не больше чем на рассчитанные дни. На спутниковых картах этого района лишь изредка появляется рваная и тонкая нитка тропы, которая вьется уже дальше за перевалом. До перевала предстояло ещё как-то добраться. Сейчас же, когда готовил этот материал, оказалось что на обновлённой спутниковой карте тень падающая от восточной гряды скрыла весь склон до реки, по которому мы шли.
1. Когда выходили из Читкула оказалось, что праздник уже прошел редкие компании сидели и о чём-то тихо беседовали. Пасмурное небо отражалось в лицах и настроении местных жителей.
Выходя в путь Кристина разглядела бабушку, которая заканчивала очередную свою работу - киннорскую шаль с удивительным рисунком.
2. Совсем на границе деревни нам повезло повстречаться с местными богами. Хоть в храмы иностранцев по-большей части не пускали, боги сами вышли на свет. Сначала я заметил компанию музыкантов с прошедшего праздника. Они сидели вокруг тлеющих углей и также как и все предыдущие встреченные компании тихо и мерно разговаривали о чем-то своём. Напротив же них стоял паланкин с восседающим на них богом. Его лица было скрыто чёрной бахромой. Только четыре лика поглядывали из под нее во все четыре стороны.
3. Выйдя из деревни какое-то время мы шли по полю вдоль тропы. Но она всё дальше уводила нас на запад и не хотела поворачивать к перевалу. На второй фотографии ниже северное направление, на которое мы ориентировались. Гряда на верху - это всего лишь уступ. Сам же перевал ещё дальше и выше за ним.
4. Скоро осознав, что эта дорога уведет нас от цели мы вернулись в деревню и пошли верхней дорогой за буддийским храмом, куда
утром я ходил на разведку.
Вид на буддийский храм и долину реки Баспа. Голубое небо далеко на востоке лишь создавало иллюзию, что небо вот-вот распогодится. В горах стихии мало предсказуемы и часто здесь идет дождь, а за хребтом светит жаркое солнце.
5. На этот раз выбор дороги был оказался верным. И по натоптанной тропе мы направились вверх.
Периодически начинал моросить дождь. Было видно как плотные низки облака приходили с запада продвигаясь вдоль долины как по огромному руслу. Потом и на наш склон опускался туман и начинался моросящий дождь. Где-то через полтора часа погода вновь стала меняться и, когда мы были где-то на середине сегодняшнего пути солнце всё таки победило сырость.
По пути встретился череп местного обитателя, полости которого были заполнены вонючей жёлтой жижей. :)
Ниже картинка участка склона южного хребта долины Баспа. Тогда я с большим наслаждением разглядывал как с ледников среди камней стекает бурная речка и потом с обрыва срывается вниз. На следующий день воспоминание об этой картине определит выбор направления какой дорогой идти.
Всё время нашего подъема с довольно частой периодичностью выше и западнее от нашего пути постоянно был слышен звук падающих камней. Встречаться с дикими животными большого желания не было. Мало ли кто там может бродить. Вместе с обычными парнокопытными в Гималаях водит леопарды и медведи. Поэтому я с некоторым особым переживанием посматривал на горы слева по пути. Взобравшись повыше, глазам открылся вид на реальный источник шума. Впервые встречаю в горах такое место, где камни откалываются от основной массы большими глыбами и громыханием и эхом катятся вниз поднимая за собой столпы пыли. Удивительное чувство, когда мнимый монолит, неизменная твердыня вдруг неожиданно показывает свою истинную изменчивую природу.
Тем не менее мы всё выше поднимались к уступу, но всё равно как он будто бы не приближался. Наступала пора где-то ставить палатку. Тропа шла вдоль каменных россыпей поросших жестким кустарником.
С другой стороны множество ручьев, заполняющих нижнюю часть склона, летом на этой высоте текут где-то в глубине под камнями. Надо было определяться с ночлегом. В итоге решено было встать на тропе. Пару раз мы уже проходили места, где дорожка расширяется и можно уместить палатку. Таких мест совсем не много, но всё же, поднявшись еще немного выше, мы нашли подходящее место. Палатка ровно вошла в свободный квадрат, а поверхность было более менее ровной, состояла из плотно прижатых друг к другу камней. Развернув палатку, я направился обратно вниз за водой, а Кристина осталась обустраивать наше временное жилье. Что замечательно, по пути ещё внизу она успела насобирать относительно больших веток для костра. Здесь на высоте с топливом было сложнее.
6. Довольно скоро (без рюкзака бежится ой как легко) я вновь оказался у подножья горы. На её пологой части расположены гидротехнические сооружения. Скорее всего для того чтобы справиться с мощными потоками стекающими здесь весной. Сейчас же по большей части они были сухими, и мне прошлось пройти ещё немного ниже, что бы добраться до воды.
7. Набрав воды с запасом на следующий день, через час-полтора я уже подходил к палатке.
Как только солнце скрылось за горой, стало быстро холодать. Пока я гулял, Кристина собрала замечательное кострище. И вскоре мы грелись у костра.
Когда стемнело начали заканчиваться дрова. Немного обкорнав сухие ветки с соседних кустов, мы ненадолго продлили костру жизнь. Как раз хватило, чтобы увидеть как полная луна сначала залив всю долину призрачным светом, через некоторое время сама появилась над западной грядой. Чуть позже долину стал заполнять туман. Он медленно вдоль склона поднимался и к нам. Лучи луны с трудом пробивались до нас. Костер погас. Но ещё грел. Завтра предстоял сложный подъем на перевал.