glu

Курение

Jul 27, 2005 04:02

Сам я, как вы все прекрасно знаете, не курю. Если, конечно, не пьян в хлам, да и то, сигареты в этом случае не употребляются, ну да ладно, не стоит об этом. Но вот о, собственно, курении стоит. Короче, люди курят... Я просто все еще думаю, сделать это в форме научной статьи или более-менее внятного бездумного "текста" (дурацкое слово, кстати, появились скобки)...

Ученые в течение многих веков пытались понять, зачем люди курят. При этом сами ученые, частично являясь курящими, так не смогли освободиться от влияния объекта своего исследования, а заодно и освободить от него своих коллег, которые, несомненно, были пассивными курильщиками. Поэтому до них ну никак не могла дойти такая простая истина, которую я намерен вам сегодня преподнести. Курение - это ритуал. Все настолько просто...

С древнейших времен индейцы Америки курили табак и некоторые другие травы. Курение для индейцев носило глубоко сакральный смысл. Курение трав, приводящее к состоянию выраженной эйфории, как когда-то замети господин Хаксли, являлось частью ритуала, целью которого было достижение "состояния измененного сознания", которое позволяло "очистить двери восприятия", мысленно обращаться к предкам и богам, а также к различным духам и прочим лешим. Поверим ли мы господину Хаксли? Действительно ли только в этом суть курения? Да нет, конечно!

Миметическая теория, разработанная некими религиозными фанатиками, несмотря на всю свою дурь и весь свой пафос, на абсолютно ничем не оправданное преувеличение значения религии (как криво сказано), содержит в себе один рациональный элемент, а именно, тезис о том, что религии, ритуалы создаются с целью снижения потенциала насилия в закрытых обществах. Таким образом, ни один ритуал не совершается просто так ради развлечения или удовольствия. Ритуал - это сложное сакральное действо, цель которого состоит в снижении потенциала насилия с помощью насилия.

Первый и самый простой ритуал, позволивший реально контроллировать потенциал насилия в обществе, - это человеческое жертвоприношение. С него все начинается и в него все упирается. Любой более сложный ритуал так или иначе упирается своими корнями в ритуал человеческого жертвоприношения, ритуал, позволявший удовлетворить жажду насилия за счет вовлеченности в ритуал в качестве зрителей значительного числа людей. Постепенно, человеческие жертвоприношения заменяются жертвоприношениями животных, которых отождествляют с людьми или духами людей, вселившихся в животных. Затем в жертву приносят тотемы, фетиши, то есть предметы ручного труда, не имеющие никакого смысла, кроме сакрального: они содержат в себе часть души создателя и потому принесение их в жертву означает, что в жертву приносится и часть человеческой души. Постепенно, ритуал разрушения, принесения в жертву того или иного предмета, заменяется ритуалом дарения. Таким образом, становится возможным контроллировать насилие в частном порядке. Но не будем об этом, все это предмет отдельного разговора, кроме того, я не совсем правильно это объясняю. Вернемся к курению.

Принесение человека в жертву традиционно происходило двумя путями. Человека убивали и закапывали или оставляли лежать метрвого на месте принесения в жертву дабы он самостоятельно разлагался или же человека убивали и сжигали. Здесь рано говорить о богах, духах, это было бы слишком просто и наивно, первоначально (если мы имеем право говорить здесь о "первоначальном состоянии" вообще, пусть это будет некая абстракция, подобная абстракции "войны всех против всех") принесение жертвы не сопровождалось какими бы то ни было мыслями о том, кому и зачем данная жертва приносится. Это был просто ритуал, позволявший контроллировать насилие, как бы говоривший всем: "Ну что, посмотрели на кровь? А теперь работать!". Постепенно, уже на его основе, а не на основе наблюдений за живой природой, выстроилась религиозная система того или иного общества. В пользу этого утверждения говорит тот факт, что космология практически любой древней религии (в самом широком смысле данного термина) обязательно содержит сцену принесения в жертву первосущества, из частей тела которого впоследстивии создается мир и человек. Ну так вот, на основе ритуала жертвориношения, включавшего в себя захоронение мертвого человека, появилось земледелие; на основе ритуала, включавшего в себя сжигание принесенного в жертву, возникло курение. Нет, что вы, не подумайте ничего такого, древние люди вряд ли стали бы вдыхать в себя прах убиенных. Скорее всего, как и в случае с семенами, выраставшими на месте захоронения, люди просто приносили повторную жертву, то есть выросшие растения либо "хоронили" вновь (так как они содержали в себе часть души убиенной жертвы), либо сжигали, невольно, а затем и намерянно, вдыхая дым от тлеющих растений. Так люди впитывали в себя духов убиенных жертв, вновь и вновь мысленно повторяя ритуал жертвоприношения. Так снижался потенциал насилия в обществе. Стоит вспомнить два основных ритуала заключения мира, распространенных в индейских племенах. Именно, закопать топор войны и раскурить трубку мира. Так заканчивались все масштабные индейские войны и так я могу показать вам (потому что чтобы доказать вам что-либо потребуется гораздо больше букв, а вы уже устали), что курение имеет глубоко сакральный смысл.

Остается один вопрос. Почему же курение было распространено только на американском континенте и в старом мире его практически не знали. Скорее всего, это не так, и старый свет тоже когда-то курил. Возможно, данный ритуал не сумел развиться далее простых ритуалов окуривания или же в свое время был в массовом порядке забыт, тогда как ритуал земледения сохранился. Сложно утверждать что-либо по данному вопросу, не имея исторических данных. Посему данный вопрос пока остается открытым.

Вам же хотелось бы напомнить, что курение, как и потребление пищи, суть сакральные действа, требующие должного уважения. Помните, всякий раз, зажигая сигарету, вы убиваете человека...
Previous post Next post
Up