С утречка пораньше чествовала любимую
Фаину Георгиевну. И совсем забыла про ещё одну имениницу, которая является близкой родственницей великой балерины Майи Плисецкой. Без которой, собственно, Плисецкая никогда не стала бы Плисецкой...
Речь пойдёт о Суламифи Мессерер, родной тётке и приёмной матери Майи, которая однажды спасла её и младшего братика Сашу (Александра Мессерера) от неизбежной отправки в детский дом, потому что их маму, Рахиль Мессерер, беременную третьим ребёнком, арестовали как жену врага народа и отправили в
Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Отца Майи, Михаила, обвинили в шпионаже и расстреляли в 1938 году...
Суламифь не только вырастила свою племянницу, будущую приму, но и стала одним из первых её педагогов. Она вызволила из лагеря родную сестру вместе с племянником Азарием, родившимся в Бутырской тюрьме, откуда он вместе с матерью Рахилью был отправлен в Акмолинск. В результате многочисленных хлопот и прошений прославленных сестры и брата -
Асафа Мессерера, в конце лета 1939 года Рахиль была переведена на вольное поселение в
Чимкент, где работала учителем танцев в одном из клубов.
Сулами́фь Миха́йловна Мессере́р (
27 августа 1908,
Москва -
3 июня 2004,
Лондон) - советская
балерина и
балетный педагог. Сестра
Асафа Мессерера и
Рахили Мессерер, мать
Михаила Мессерера, тётя
Майи Плисецкой.
Когда Суламифь появилась на свет, в Москве была лишь одна ее тезка - ее же и дальняя родственница. Древнее библейское имя девочке дали по настоянию отца -дантиста с обширной практикой и огромной квартирой близ Лубянки. Карьере же балерины и примы Большого театра Суламифь была обязана своему старшему брату Асафу, который в раннем детстве, попав в Большой, был так пленен балетным искусством, что сумел пленить им и свою сестру, до того времени грезившую точными науками. И уже вскоре ей посчастливилось стать ученицей самого Василия Тихомирова - премьера Большого театра в дореволюционную эпоху и друга великой Екатерины Гельцер.
Танец был ее жизнью. С 18 лет она уже танцевала в Большом театре. Она была среди немногих, кто в самом начале 1930-х годов был допущен в длительную зарубежную гастрольную поездку. В Париже ей предлагали место преподавателя в престижных частных школах. Но мудрая женщина вернулась на родину, опасаясь за последствия такого шага, ведь в России оставались родственники.
Она была примой, а после и педагогом в Большом театре.
С 1980 г. жила и работала за рубежом. Стояла у истоков создания японского балета, с 1960 г. преподавала в Токийской балетной школе им. П.И. Чайковского, в организации которой принимала непосредственное участие, затем в созданной на базе этой школы труппе Токио Балет. В течение многих лет являлась постоянным приглашенным педагогом-репетитором Королевского балета Ковент-Гарден.
Её класс посещали Рудольф Нуреев, Наталья Макарова, Сильви Гиллем, Дарси Бассел, Атуанетт Сибли.
Преподавала также в Английском национальном балете, Шотландском балете, школе Рудра и Лозаннском балете Бежара, Марсельском национальном балете, Американском театре балета (АБТ), Парижской национальной опере, Австралийском балете, Гамбургском балете, миланском театре Ла Скала, неаполитанском театре Сан-Карло и др.
В балетных труппах разных стран возобновляла балеты «Тщетная предосторожность», «Баядерка», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Сильфиды» («Шопениана»), «Золушка», «Спящая красавица».
По материалам Википедии, Peopls.ru, сайта "Большой театр", "Этот день в истории", ТК "Культура".