В выставочном зале:
На фотовыставке "Александр Родченко. Москва в фотографиях".
"Александр Родченко известен как автор рекламных плакатов, абстрактных работ, книжных иллюстраций, а также как создатель новых художественных приемов фотосъёмки. Новаторский подход Александра Родченко к фотографии навсегда изменил историю этого вида искусства, оставаясь актуальным и в наши дни.
Величайший представитель актуального искусства прошлого столетия, пионер советской фотографии, уже при жизни ставшего её классиком. На сегодняшний день, он - самый популярный русский фотограф, востребованный на Западе, чьи работы с успехом выставляются и закупаются крупнейшими мировыми музеями - MoMa (Нью-Йорк, США), Музей Людвига (Кёльн, Германия), Фотомузей Винтертура (Швейцария), Музей истории г. Вены (Австрия), Русский музей (Россия) и мн.др. Направление в фотоискусстве, созданное Александром Родченко подарило русской фотографии многих известных фотографов 30-х, таких как: Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Марк Альперт.
В 1932 году издательство «Изогиз», выпускавшее иллюстрированные фотоальбомы и знаменитый журнал «СССР на стройке», заказало художнику, дизайнеру и фотографу Александру Родченко съемку Москвы.
Он снимал город и раньше. Первые ракурсные снимки сделаны камерой «West Pocket Kodak» в 1925 году во дворе, с балкона и крыши своего дома на Мясницкой. Во время работы художником-постановщиком фильма «Москва в Октябре» в 1927 году он тщательно подбирал выразительные уголки города для натурных съемок. Как фоторепортер журналов «Даешь!», «Смена», газеты «Вечерняя Москва» снимал фотоочерки о новостройках. Его привлекали сюжеты и кадры двух типов.
С одной стороны - Родченко как художника, всего несколько лет назад перешедшего от абстрактной живописи к производственному искусству, всегда интересовало пространство, перспектива, архитектурная форма в кадре. Он постоянно экспериментировал с вариантами композиционного построения кадра, с точками съемки. Балконы, углы и ракурсы дома, где он жил стали темой фотографий. Он снимал мачты электропередач и конструктивные постройки своих друзей архитекторов - Александра Веснина и Константина Мельникова. Новая архитектурная форма давала возможность найти выразительный кадр. Он укладывал объемы зданий в композиции кадра так, как если бы продолжал заниматься абстрактной геометрической живописью, но только при помощи фотоаппарата «Leica».
Он выбирал верхние точки зрения в городе как наименее разработанные, как наиболее актуальные. Забирался в квадригу Аполлона над фронтоном Большого театра, снимал Петровку из окон верхних этажей, наблюдал перспективу улиц с крыши, снимая демонстрации на Пушкинской площади или Мясницкой улице. Ему нужна повышенная точка зрения для того, чтобы передать глубину, масштабность городского пространства, его насыщенность деталями.
С другой стороны - Родченко постоянно интересовала съёмка городского быта, динамичной городской жизни, всего того, что современниками почти не замечается. По фотографиям Родченко можно судить о том, как люди одевались в конце 20-х - начале 1930-х годов, как они двигались по улицам, садились в автобус или трамвай, какие вывески и объявления размещались над входом в магазины, как и где люди обедали, как чинили мостовую. Подобных событий жизни города бесконечное множество. И только фотоаппарат в силах угнаться за их чередой.
Московская серия Родченко - это бесконечная и интригующая череда эпизодов городской жизни. Москва многолика. Родченко увидел в ней и исторический город с его достопримечательностями, и новые постройки, и повседневность.
Он показывает нам свою Москву, в которой для него были важны такие вещи как: фабрика-кухня, телефонная будка или электростанция, спортивный парад, почтовый фургон, уличная торговля, гараж архитектора Мельникова. Он, как художник, дизайнер и фотограф замечал, понимал и ценил эти факты прежде всего. Это его город, постоянно меняющийся на глазах".
Источник сайт Мультимедиа Арт музея, Москва
«Разглядывая кадры Родченко в той последовательности, как они были сняты, убеждаешься, что он действует не как архивист, летописец, а как кинооператор, слившийся воедино с камерой, который смотрит на мир сквозь объектив своего фотоаппарата, - рассказывает искусствовед Екатерина Лаврентьева, - Развитие кино и фотографии шло параллельно. Родченко внимательно следил за кино-опытами и документальной хроникой киноков,творческого объединения 1920-х, куда входили Дзига Вертов и оператор Михаил Кауфман. Он высоко оценил фильм Вальтера Руттмана «Берлин - симфония большого города», смотрел абстрактный кинематограф и отслеживал опыты Ман Рэя.
Фото-и кино-материалы публиковались на одной странице журнала «Советское кино», который оформляла Варвара Степанова (жена Родченко). Рубрика называлась «Фото в кино», и на этих страницах мы, например, видим одновременно кадры Александра Родченко и стоп-кадр из кинохроники Михаила Кауфмана.