И холодно было Младенцу в вертепе. На склоне холма. Его согревало дыханье вола...

Dec 15, 2022 10:44


Вот уже сотни лет у разных народов существует прекрасная традиция под Рождество ставить в доме вертеп.  И события двухтысячелетней давности как будто приближаются к нам...

Рождественский вертеп - это картина Рождества младенца Иисуса: маленькая пещера, в ней - хлев, там - три основные фигуры: сам Иисус, Дева Мария и Иосиф. Помимо них, часто присутствуют образы пастухов, волхвов, ангелов, а также животных: быков, ослов, коз и овец. Иногда добавляются детали окружающего ландшафта или городского пейзажа.



РОЖДЕСТВЕНСКОЕ

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен его волос...

Бык дохнул в лицо младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть дитя бочком...

Присмиревший белый козлик

На чело его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

"Посмотреть бы на ребенка

Хоть минуточку и мне!"

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине...

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: "Смотри скорей!.."

С. Чёрный





Святой евангелист Лука рассказал о том, что когда Квириний был префектом Сирии, император Август поручил ему провести полную перепись населения и собственности в Сирии. Перепись была распространена и на Иудею. «Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила в ясли, потому что не было им места в гостинице».



Грот в Вифлееме в комплексе Храма Рождества Христова стал местом поклонения ранних христиан уже в IV веке. В 440 году папа римский Сикст III выставил 5 дощечек от деревянных яслей из Вифлеемского грота в Риме, в церкви Санта Мария Маджоре к Рождеству. Они и сегодня хранятся там под алтарём, как великая святыня.



Прошли долгие годы…

В 1223 году великий проповедник и основатель монашеского ордена Франциск Ассизский поставил в лесной пещере неподалёку от маленького селения Греччо ясли и привёл туда живых ослика и бычка. А когда собралась многочисленная любопытствующая толпа - прочёл Рождественскую проповедь - одну из самых страстных в своей жизни. Эта инсценировка произвела неизгладимое впечатление на современников. В 1289 году великий скульптор Арнольфо ди Камбио изготовил рождественскую скульптурную композицию из мрамора для Сикстинской капеллы.

…И тогда в течение кратчайшего исторического периода праздник Рождества обрёл почётное место в христианском календаре, второе после Пасхи. Не только для официальной церкви, но, и это главное - в сердцах верующих. К Рождеству, прямо в церквях игрались мистерии, в которых верующие исполняли роли библейских героев. На рынках Франции, Италии и Испании в театрах марионеток показывали спектакли с рождественским сюжетом, в алтарях храмов выставляли ясли с запелёнутым младенцем, и когда в высочайший момент рождественской церковной службы его вынимали из яслей - прихожане получали право укачивать божественное дитя и петь ему колыбельные…



Каждый верующий мечтал о паломничестве в Вифлеем. Для большинства людей эта мечта оставалась неизбывной. Доступной всем заменой опасного путешествия были первоначально церковные мистерии, но однажды придумали размещать уголок Вифлеема в каждом католическом доме. Самый первый вертеп - не для церкви, но для собственного дома заказал итальянский священник Каетан Тиенский (возведённый впоследствии в ранг святого) в середине XVI века. Герцогиня Амальфи собрала в свою коллекцию целых 116 фигурок. А у Великого герцога Тосканского Франческо Медичи в вертепе во второй половине XVI века уже были движущиеся фигурки.

Резьбой вертепов начали заниматься целые деревни. Целые школы резчиков по дереву жили веками за счёт изготовления фигурок. В Праге, в баварской деревне Обераммергау, в тирольской долине Валь Гардена выросли поколения мастеров, которые с молоком матери впитали любовь к рождественской истории, а от отцов и дедов обрели умение резать, иллюминировать (раскрашивать), позолачивать и посеребрять дерево.

Вместе с миссионированием новых континентов - появились новые традиции в изготовлении вертепов: в Африке их стали делать из эбенового дерева, а в Южной Америке - из обожжённой глины. Самый большой и самый известный вертеп в мире находится в Бриксене (Южный Тироль). Там 4000 фигур. А самая большая коллекция вертепов находится в Мюнхене, в Баварском национальном музее.



Вертеп - это своего рода замерший театр, остановленное время, где рядом с библейской историей - обычная жизнь обычных людей на улицах, на рыночных площадях и на полях. Когда мы разглядываем эти композиции в мельчайших деталях - начинаем понимать, о чём писал когда-то в далёком 1619 году проповедник Филипп де Берлеймонт: «Верю, что чудесное событие переживаю в тот самый момент, когда оно происходит. Слышу собственными ушами плач ребёнка и небесную музыку. Своими собственными руками дотрагиваюсь до его пелёнок. И священная дрожь охватывает меня…».



Каждый, даже самый маленький вертеп, начинается с пещеры или с разрушенного хлева. Композиция рассказывает в первую очередь о трех главных действующих лицах библейской истории: это новорождённый малыш в яслях, где-то крепко запелёнутый, а где-то распахнувший ручки, словно обнимая весь мир. Рядом с ним Мария, прекрасная и юная, и Иосиф, иногда сгорбленный старичок, иногда бородатый солидный мужчина, явно старше Марии по возрасту. Мария в белом (чистота), красном (любовь) и голубом (верность). А Иосиф - обязательно в плаще: он - приёмный отец, он укрывает дитя своим плащём, берёт его под защиту. Рядом с яслями - традиционные изображения ослика и быка. На осликах скакали когда-то участники оргий в честь античного бога Диониса, а ещё ослик - вьючное животное, несущий груз для бедного человека, потому и назовут его символом язычества, носителем греха человеческого в композиции вертепа. А бычок - златой телец, успевший побывать и объектом поклонения, и жертвенным животным. Бычок тянет за собой плуг, как Иисус позже понесёт все грехи этого мира на себе. Исходя из этих размышлений теологи и определили для этих животных самое близкое место у яслей в вертепе.



Во втором круге композиции - Благовещение, Поклонение пастухов и Поклонение святых королей. Здесь рождественская тема расширяется, включая в себя множество событий до и после рождения младенца.



В Благовещении предстаёт посланец небес архангел Гавриил, несущий радостную весть о грядущих переменах в жизни Марии. А путешествие из Назарета в Вифлеем - это чудесные крошечные мотивы пустыни, гор и цветущих полей. Мария и Иосиф преодолели тогда 178 километров и, усталые, не нашли приюта нигде. Весьма колоритный повар и хозяйка постоялого двора с названием «К звезде» (так забавно шутят мастера-резчики по дереву), прогоняют их прочь. Не менее колоритны пастухи, первыми пришедшие поклониться младенцу и сообщить о его высоком предназначении. Это коленопреклонённые, музицирующие, стоящие, несущие ягнёнка на плечах «добрые пастыри». Их поле - по соседству с Вифлеемом, где когда-то легендарный Давид пас свои отары. Потому не пропущен в композиции и колодец Давидов, возле которого сгрудились козы, овцы и собаки. И рядом с миром простых, бедных людей - мир экзотический, сияющий: Поклонение святых королей, святых волхвов - мудрецов с Востока. Это они отправились в дальний путь, увидев свет Вифлеемской звезды, и принесли младенцу дары: злато, ладан и смирну. Какой простор для художников в изображении верблюдов, слонов, благородных коней! И какое наслаждение для глаз - драгоценные одеяния Святых королей!



От даров Святых королей ведёт своё начало сегодняшняя традиция подносить подарки к Рождеству.









история вертепа, рождество, вертеп

Previous post Next post
Up