Еще в древности на славянских свадьбах жених и невеста били посуду на счастье. Так они защищались от сглаза или порчи. Существует теория, что этот обычай пришел на Русь с Востока. В некоторых азиатских странах верили, что в посуду можно заточить нечистую силу. А чтобы уничтожить злого духа, достаточно разбить предмет, в котором он заключен. Часто сосуды с нечистой силой специально берегли до праздников и торжественно разбивали их в памятные дни.
А еще по разбитым тарелкам гадали новобрачные. Невеста должна была взять глиняный горшок из дома тещи и разбить его. Крупные осколки говорили о том, что первым ребенком в семье станет мальчик. А мелкие - что молодым надо ждать девочку.
У психологов есть другое объяснение того, как возникли подобные традиции. Они предполагают, что обычай говорить «на счастье» о разбитых предметах - это утешение. Посуда в древности стоила дорого, ее берегли. Чтобы хоть как-то подбодрить расстроенных владельцев, им и говорили: «Посуда бьется на счастье». А уже со временем, когда обычай закрепился, появилась традиция специально бить бокалы, тарелки и блюда на праздниках.
Подобные ритуалы существуют и в других странах. На свадьбах посуду бьют в Великобритании и Германии. По одному из английских обычаев, жених должен бросить блюдо через голову своей невесты. Если тарелка разобьется на много осколков, то семью ждет счастье.
В некоторых тавернах и клубах в Греции гости специально бросают на пол посуду. Так они показывают, что выступление певцов или танцоров им очень нравится.
Но существует и другая примета, которая связана с разбитой посудой. Славяне верили, что в предметы со сколами и трещинами вселилась нечистая сила. Из-за этого такую посуду было опасно держать дома. Считалось, что она приносила своим владельцам неудачу. А нечистая сила, которая жила в битых тарелках, горшках и чашках, вредила хозяевам дома. Поэтому такую посуду рекомендовали выбрасывать.
Харитон Платонов. Крестьянская девочка. 1876
Хиллестрем Пер Старший. Разбитая посуда. 1781
Алексей Венецианов. «Вот-те и батькин обед!» 1824
Николай Богданов-Бельский. В гостях. 1930-е
Константин Маковский. Разговоры по хозяйству. 1868
Иван Куликов. В крестьянской избе. 1902
Михаил Клодт. За чайком. 1889
Константин Коровин. За чайным столом. 1888
Николай Богданов-Бельский. Именины учительницы. 1910
Владимир Маковский. Тет-а-тет. 1885-1905