Вот кто потрясающе писал туман, сумерки и лунную ночь! А ещё - очень реалистично. Картины Гримшоу кажутся ловушками, в которые художник каким-то образом заключил лунный свет.
Размышления на Темзе, Вестминстер. Д. Э. Гримшоу, 1880 год.
Посреди небесных тел
Лик луны туманный:
Как он кругл и как он бел,
Точно блин с сметаной.
Кажду ночь она в лучах
Путь проходит млечный:
Видно, там, на небесах
Масленица вечно!
Михаил Лермонтов
Джона Эткинсона Гримшоу называли «сумеречным» художником из-за любви к изображению городских пейзажей в вечернее или ночное время. Живописцу прекрасно удавалось изображать лунный свет, пробивавшийся сквозь дымку тумана. Именно картины Гримшоу сформировали образ типичного мрачного города викторианской эпохи.
Лондонский мост ночью. Д. Э. Гримшоу, 1884 год.
Джон Аткинсон Гримшоу (John Atkinson Grimshaw) появился на свет в семье отставного полицейского. Отец мечтал, чтобы сын пошел по его стопам, но тот мечтал быть художником. Джон все-таки поступил на службу клерком, но через 9 лет понял, что его призвание - живопись. Он оставил прежнюю работу, чем очень разочаровал родителей.
Парк Роу, Лидс. Д. Э. Гримшоу, 1882 год.
Впрочем, Гримшоу все-таки снискал славу художника. В 1865 году его работы раскупались настолько успешно, что живописец смог позволить себе приобрести дом в более престижном районе и перебраться туда со всей семьей. А еще через пять лет Гримшоу и вовсе купил загородный особняк XVII века.
Блэкмен-стрит, Боро, Лондон. Д. Э. Гримшоу, 1885 год.
Ранние картины Джона Аткинсона Гримшоу были написаны под влиянием прерафаэлистов: четкая манера исполнения, тщательно прописанный сюжет. Со временем у художника выработался собственный стиль, и появилась любимая тематика - городские пейзажи в сумерках. Гримшоу изображал улицы и набережные Лондона, Глазго, Ливерпуля, Гуля. Художник виртуозно прописывал свет луны или газовых фонарей, пробивающийся сквозь дымку опустившегося тумана.
Лунный ландшафт. Д. Э. Гримшоу.
Поджег рыбацкой лодки в Скарборо. Д. Э. Гримшоу, 1877 год.
Гримшоу не боялся экспериментов. Он иногда использовал камеру-обскуру, чтобы предметы получились более объемными, или добавлял в краски песок для получения желаемого визуального эффекта.
Стоит отметить, что работы Гримшоу не слишком часто присутствовали на выставках, но его картины раскупались как горячие пирожки.
Лунный свет на озере. Д. Э. Гримшоу.
Доки ночью. Д. Э. Гримшоу.
Официальных последователей стиля Гримшоу не было, но даже при жизни его работы копировались и подделывались.
Ливерпульская набережная при свете луны. Д. Э. Гримшоу, 1887 год.
Огни в гавани, Скарборо. Д. Э. Гримшоу, 1879 год.
Сплетни. Бончерч, остров Уайт. Д. Э. Гримшоу, 1880 год.
Сумерки на Темзе. Д. Э. Гримшоу, 1880 год. |