Чтобы помнили

May 09, 2020 13:28





Опознание

Страшные картины о войне Михаила Савицкого - выдающегося художника и педагога, Народного художника СССР и Беларуси, лауреата Государственной премии СССР и Беларуси, кавалера огромного количества боевых и трудовых орденов, участника Великой Отечественной войны.



Художник Михаил Андреевич Савицкий родился в феврале 1922 года в небольшой деревеньке Звенячи на Витебщине - цветущие яблоневые сады, изумрудные заливные луга и бескрайние хлебные и льняные поля. Будущий художник родился в большой семье железнодорожника Андрея Петровича и Анны Константиновны Савицких - в семье было пять детей (три старших брата и младшая сестра).

В 1940 году Михаил окончил, с отличием, среднюю школу и осенью того же года был призван в армию.

Великая Отечественная война застала Савицкого в Махачкале. 345-я стрелковая дивизия была переброшена на фронт. А в июле 1942 года красноармеец Савицкий принял свой последний бой в составе морского десанта у побережья Херсонесского мыса - прижатый к морю десант дрался четверо суток. Пока не кончились патроны. 4 июля 1942 года тяжело раненный Савицкий оказался в фашистском плену.

А потом был ад: тюрьма в Симферополе, пересыльные лагеря в Бахчисарае и Николаеве, 326-й шталаг, лагерь в Дюссельдорфе, концлагеря Бухенвальд и Миттельбау-Дора, каменоломни «Кровинки» в Тюрингии, концлагерь Дахау.

29 апреля 1945 года лагерь Дахау был освобождён союзными войсками. Был освобождён и узник 32815. Но он этого уже не видел - лежал умирающий среди горы трупов.

Потом был госпиталь, долгая проверка в фильтрационном лагере НКВД и служба в 6-й гвардейской дивизии.

В декабре 1946 года Михаил Андреевич демобилизовался и вернулся домой. К большой радости поредевшей семьи (два старших брата с войны не вернулись, а брат Иван пришёл с фронта инвалидом и в 1961 году умер).

На следующий год после демобилизации Михаил Савицкий поступил в Минское художественное училище, а после окончания училища стал студентом Московского художественного института имени В.И. Сурикова. Поучил «красный» диплом и квалификацию «художник-живописец».

В 1957 году художник вернулся в Минск. И начался новый этап в жизни художника.

Для Савицкого очень важно было, чтобы выстраданные им образно-пластические миры нашли путь к сердцу зрителя, заставили его по-настоящему сопереживать. Чтобы написать картину, иногда нужно, по его словам, «сжечь душу». И он, не жалея себя, её сжигал. Особенно тогда, когда работал над циклом больших полотен «Цифры на сердце» (1974-1987). повествующем о том. что автор пережил в гитлеровском плену. «Смертью смерть поправ» - именно так воспринимается этот художественно-исторический «документ» эпохи. В его образно-пластической структуре соединены реальные эпизоды лагерного ада. высокая символика и многозначная аллегория. Шестнадцать полотен этой цельной трагедийной «пьесы» с соответствующими действиями и актами отняли у Савицкого много сил и здоровья. Одновременно работа принесла ему большое внутреннее удовлетворение и чувство исполненного долга перед памятью тех, кто волей злого рока попал в жернова величайших катастроф XX столетия.

Картины художника Михаила Андреевича Савицкого



Партизанская мадонна



Канада.

Канадой нацисты называли пункты, на которых у узников отбиралось все имущество. Обычно, после «Канады» людей загоняли в газовые камеры.



Танец с факелами



Летний театр.

Летним театром лагерная охрана называла ямы для сожжения трупов. «Летние театры» гитлеровцы устраивали в тех случаях, когда крематории не успевали сжигать трупы.
На картине по обе стороны бульдозера, сгребающего в яму для сжигания тела убитых и замученных, были изображены две черные фигуры. С одной стороны - эсэсовец с автоматом, с другой - заключенный со звездой Давида на груди. По поводу этой второй фигуры разразился сильнейший скандал.
Вот что об этой истории написал сам Михаил Савицкий: «По мнению некоторых горячих голов, выходило, что этой картиной я оскорбил всех евреев. Но я-то знал, что пишу. Ведь это же факт, что среди внутрилагерного начальства, тех же жестоких капо, а также в зондеркомандах, которые сжигали трупы, было много евреев. Мне говорили, что это ложь. Я стоял на своём. Тогда в один из лагерей уничтожения в Польше был спешно отправлен министр культуры. Ему показали документы, подтвердили, что да, так оно и было. Тем не менее скандал разрастался. Требовали убрать если не саму картину, то знак с груди заключённого. Я сказал: ничего убирать не буду. Я пишу то, что видел своими глазами, пишу о взаимоотношениях между людьми, а также то жестокое время, которое, как бы вам теперь ни хотелось, не было однозначным».



Побег



Поющие лошади.

Так нацисты называли команды по уборке трупов - узники, под страхом смерти, должны были вывозить трупы с песнями. Чтобы охране было не скучно.



Надсмотрщик.

Гитлеровцы в лагерях из предателей создавали «элитные подразделения» надсмотрщиков. И эти садисты отличались особой жестокостью. На картине изображен типичный эпизод на земляных работах - наказание за то, что больной, истощенный человек больше не может работать.



Проклятье.

Изображенная на картине сцена была каждодневным явлением лагерных будней. Многие узники не могли вынести нестерпимых мучений и унижений. Тогда находился наиболее простой выход - самоубийство. Со словами проклятья фашизму заключенные «шли на провод». И погибали от электрического тока или под пулемётами нацистов.



Мадонна Биркенау.

Над чернеющим силуэтом крематория женского лагеря Биркенау легко парит, возносится в небо мадонна - символ всех погибших матерей. Она такая же торжествующе прекрасная, какой изображалась в живописи Возрождения. Идеал любви, красоты и материнства для мракобесия недосягаем. Он неуязвим и бессмертен. И словно возрождая жизнь, пепел сожженных пророс скромными полевыми цветами.



SOS!

Изображенная на этом полотне сцена отражает события, которые происходили в Бухенвальде весной 1945 года. Подпольщики, коммунисты лагеря скопили оружие, смонтировали в ведре рацию. Готовилось восстание. Группа узников собралась вокруг рации. Их лица, застывшие в напряженном ожидании, озарены светом надежды, исступленной жажды» свободы. В эфир летит сигнал бедствия «SOS!».



Узник 32815.

На фоне кованых ворот Бухенвальда, в верхнюю часть которых вмонтирована надпись «Каждому свое», изображен юноша в жалкой робе заключенного. По ее полам пропечатаны буквы К, L - концентрационный лагерь. Маленький красный треугольник с буквой R означает - русский, политический. Под ним, как и на жетоне, подвешенном на бечевке,- номер, под которым числился узник. Потеря жетона каралась смертью. Это единственный автопортрет художника Михаила Андреевича Савицкого.



Свобода



Эттерсберг - Голгофа XX века



Партизаны



Витебские ворота



Казнь



Отбор.

Уничтожая узниц женских концентрационных лагерей, фашисты отбирали самых молодых и красивых для медицинских экспериментов.



Поющие коммунисты



Клятва



Эти выжили



Хлеб нового урожая

https://www.liveinternet.ru/users/3803925/post470121934/

жанровая живопись, художник, живопись, #яостаюсьдома, Михаил Савицкий, война

Previous post Next post
Up