Если кому-то захочется начать тетралогию Джона Апдайка о жизни Гарри Энгстрома не с первой книги, а с середины, кажется, что сюжет утоплен в сексе и бесконечных терзаниях о его качестве. Гарри стареет, богатеет, пытается избавиться от повзрослевшего сына и вновь думает о сексе.
Однако, это тот самый случай, когда играть лучше по правилам: начав с первой книги, в которой герою 27, подойти к "Кролик разбогател", где Энгсторому что-то около 48.
Первая книга - одна из самых моих любимых. Кролик, по мне, куда лучше героя Сэлинджера отражал дух молодости: когда невозможно мириться с мещанством, когда точно знаешь, что ты очень и очень особенный, и тебе надо взять свое. И, в отличие от Холдена, он не опускал руки, а действовал: бежал.
В 70-е Гарри берет свое: становится богатым, уважаемым, владельцем машин и домов. При этом он теряет Бога в себе. Свет, горящий внутри, уходит в могилы под ногами. Они теперь держат его на плаву, оберегают и дают покой. Кролик практически забыл, что готовил себя к яркому будущему, верил в свое предназначение и только случайные связи могут ненадолго всколыхнуть это замертвевшее болото.
Я смотрю на своих родителей и то, что Джон Апдайк сам старел вместе со своими героями, находит свою правду. Так точно то, как человек начинает вести себя к пятидесяти годам. Моя мама, также как и Гарри, постоянно обращается к ушедшим, ввертывая в разговоры воспоминания о них. Я также вижу как стали увереннее в себе мои родители, обретя, наконец, какое-то материальное благосостояние. Апдайк писал с себя или был хорошим фантазером.
В романе совсем мало Америки 70-х. Хотя Джон Апдайк и пытается создать историческую канву, бросая нам факты о нефтяном сговоре стран Персидского залива, инцидент с американскими заложниками в Иране. Все это создает настроение, но мало влияет на Кролика, заточенного в земле печальной Пенсильвании.
Роман о стареющем мужчине, которому нравится жить, обрастая богатством и двигаясь на встечу мертвецам, но и хочется оставить о себе какой-то след среди живых.