Сперва хочу сказать спасибо всем, кто принимал участие в моих мини-опросах на тему "зачем нужны руководители проектов?".
Подведу краткий итог. Итак, были озвучены функции:
по науке - управление следующими областями:
- рисками
- финансами (стоимостью)
- контрактами и поставками
- командой проекта
- коммуникациями
- предметной областью
- календарным планом
- интеграцией
без науки:
- постановка задач
- планирование
- сбор отчетности
- контроль
- дисциплина
- корректировка задач
А теперь я попробую подвести итог всем этим размышлениям. Представим себе проектную организацию, которая построена по уму. В ней прописаны процессы и нормальные инструкции. У каждого есть понимание что он делает и на каком этапе проекта подключается его роль. Тогда проект должен происходить примерно так:
- На этапе продажи происходит оценка рисков по рисковым критериям и статистике.
- Определяется команда проекта, расписываются типовые нормо-часы на каждую конкретную операцию. Делается корректировка в соответствии с определенными рисками.
- Определяются внешние поставщики товаров и услуг, сроки поставок.
- Разрабатывается проектная документация, включающая в себя детализацию структуры работ, цели и задачи каждой роли, календарный план.
- На основании проектной документации из базы знаний выбираются стандартные риски и стандартные пути решения возможных проблем проекта.
- С учетом рисков и трудозатрат составляется детальный бюджет проекта.
- Подписывается договор на выполнение проекта.
Заметьте, проект еще не начат, а большинство научных функций уже выполнено. Руководитель проекта, в классическом понимании этой роли, к работе не приступал. Здесь была работа проектантов, специалистов по оценке риска, сметчиков, логистов. Но, при наличии информационных систем, большая часть описанного может выполняться автоматически, требуя только проверку и подтверждение от сотрудников различных областей. В этой части как таковой нет управления, есть процессы, которые должны быть прописаны и выполнены в соответствии с инструкциями. Хорошо, переходим к части выполнения проекта.
- Раздача задач в соответствии с планом работ структурным подразделениям
- Сбор отчетности и контроль сроков выполнения работ
- При возникновении запланированных рисков - раздача задач, в соответствии с планом по ликвидации стандартных проблем
- Проверка соответствия сроков выполнения работ нормативам и применение поощрительных/дисциплинарных схем
- Подготовка, пересылка и подписание закрывающих документов
Все. Где здесь роль руководителя проекта? Сбор отчетности, постановка задач, сверка данных - это классические функции информационной системы. Разбитие крупных задач на подзадачи - вопрос team lead или руководителя отдела. Работа с документами - вопрос документооборота. Где роль руководителя проекта?
Ну, можно добавить дополнительный момент, о котором никто не сказал - отчетность перед руководством и заказчиком. Это важно. Для этого нужен руководитель проекта? Отчетность перед руководством может быть собрана автоматически, на основе данных информационных систем. Так что, остается только общение с заказчиком? Это единственная роль руководителя проектов? Роль секретарши?
Ну еще можем предположить, что информационных систем такого уровня в компании нет. Значит кому-то нужно обойти всех задействованных лиц и опросить о ходе работ, свести это в единую табличку екселя и разослать руководству и заказчику. Ну еще походить с умным видом среди сотрудников и похлопать по спине особо выдающихся со словами "хорошая работа, сынок!". Для этого нужен руководитель проекта? Здесь нужен качественный офисный планктон с задатками перекладывателя бумажек и девизом на гербе, гласящим "ПЯТИНЦЦЦО!!!"
Вот и получается, что в нормально построенной системе руководитель проекта - фикция. А в ненормально построенных - цена руоводителя за нежелание прописывать нормы, требования, схемы работы и прочую бумажную волокиту.
Так есть ли хоть одна фукнция, которая оправдывает наличие дорогой штатной единицы, которая может быть заменена секретарем или информационной системой?
продолжение следует...