исторический экскурс в теорию управления

Jan 13, 2013 00:13

И в очередной раз возвращаюсь к руководству проектами. Точнее к их руководителям. И сегодня, пожалуй, начну с исторической ретроспективы.

Первым широко известным трактатом о руководстве можно смело назвать Искусство войны Сунь-Цзы (примерно 6 век до нашей эры). Да и вообще большинство нововведений и прорывов в теориях руководства произошли и были впервые опробованы именно в военных действиях. Основная идея - управление разрозненными ресурсами как единым целым. Дальше, многие годы, от этой идеи далеко не отходили, да и технологии особо не позволяли. Еще одно бессмертное творение, дошедшее до нас и донесшее эту мысль с невоенной стороны - Государь Макиавелли. Ничего особо нового в теории управления сказано не было, кроме основной мысли - "для достижения поставленной цели хороши любые методы". Это, заметим, был 16 век.



Переворот в теории управления случился самом в начале 19 века с появлением "классической" экономики. Точнее, началось все в конце 18 века с началом массового промышленного производства. Управлять производством как единым целым уже не получалось, поэтому владельцы начали придумывать разные внутренние ухищрения для учета и планирования. Рупором же произошедшего перелома сознания стали те самые "классические" экономисты во главе с Адамом Смитом и его классическим трудом Исследование о природе и причинах богатства народов. Именно его труд подтолкнул многих экономистов того времени ввести в обиход такие понятия как стандартизация, процедуры контроля качества, планирование затрат и планирование ресурсов. Именно экономические учения принесли в теорию управления новую, свежую струю. Основная мысль того времени - управление ресурсами как механизмом. Еще раз повторюсь, что придумали все это в 18 веке, а описаны все эти процессы были в начале 19.



Следующий переворот случился в начале века 20-ого. В Америке стартовали программы MBA, а в России начали строить социализм. Фактически теория управления разделилась на две большие части, впрочем как и весь мир. В СССР почти до идеала была доведена теория иерархического и процессного управления. Централизованное управление более чем оправдало себя в условиях кризисов и войн, но была неэффективна в случае необходимости развития принципиально новых областей и продуктов. США же придумали такую штуку, как маркетинг. И хотя принципы маркетинга сформулировались только к 60-ым годам 20 века, применение этих знаний началось несколько раньше. Итого, на этом этапе развития управления, появились концепции процессного подхода и "научного менеджмента", разделившегося на отдельное управление различными отраслями деятельности - управление человеческими ресурсами, операционное управление, стратегическое управление, управление маркетингом, финансовое управление. Чуть позже к этому набору прибавилось еще и управление информационными технологиями. Огромный вклад в развитие "научного менеджмента" внесла послевоенная Япония, где был сформирован принцип Кайдзен. Впрочем, успехи США в этом направлении тоже вылились в интереснейшую концепцию управления Шесть Сигм, разработанную в компании Моторола, которая сейчас очень плотно связана с концепцией бережливого производства. Здесь я хотел бы обратить внимание на то, что плановое хозяйство и научный менеджмент разрабатывались совершенно паралельно, и считать, что плановое хозяйство в СССР на века отставало от менеджмента США по крайней мере странно.

Но самое интересное в истории упрвления произошло вовсе не в США и не в СССР, а в Третьем Рейхе. Во время Второй Мировой войны немцами был впервые применен уникальный подход к формированию диверсионных отрядов. Уникальность была в том, что впервые появились временные подразделения, сформированные из солдат различной специализации и родов войск. Именно нацистские диверсионные отряды и положили начало самой модной на данный момент структуре организации предприятия, названной "матричной организационной структурой". Это именно та структура, в которой возможно появление роли "руководитель проекта".

Вот на этом и остановлюсь.
Что я хотел сказать всем этим?
Только то, что компаниям, управляемым по принципам начала 19 века, вряд ли нужны сотрудники, появившиеся в конце века 20-ого.

nb, pm

Previous post Next post
Up