Me410 "Hornisse"

Feb 27, 2013 02:14

Оригинал взят у bersrk в Me410 "Hornisse"

Приветствую товарищи.

Читаю я описание модификаций Ме410 на сайте ВарТундры и в игре - и мои глаза кровоточат... Ну неужели нельзя было взять нормальную книгу и почитать - или на худой конец связаться лично с Петриком (он хоть и занятой дядька - на вопросы иногда всё-же отвечает)?

В общем, думаю небольшой ликбез по "Шершню" не помешает. Писал эту статью для форума ВоВП, но она потонула среди других школоло-статей... Потому решил больше туда ничего не писать - не метать бисер :(


[Кратко о Ме210]
Итак, Ме410. Являлся довольно сильно доведённой до ума модификацией Ме210А.

Потребность в новом скоростном тяжелом истребителе на замену устаревающему Bf110 заставляла модернизировать Ме210, для которого уже были составлены планы серийного производства след. модификаций:

Me210B-1 являлся разведчиком на базе Ме210А-1
Me210C-1 - пикирующий бомбардировщик и многоцелевой тяжелый истребитель с двигателями DB605B. В серию не пошёл, строился в Венгрии по лицензии и имел обозначение Ме210Са-1.
Me210D-1 - являлся разведчиком на базе Ме210C-1
Me210E-1 - пикировщик и многоцелевой тяжелый истребитель с двигателями DB603. Появился в планах в феврале 1942, однако первый полёт совершил только в августе 1942. Однако нестабильная работа двигателей на долгое время задержала дальнейшее развитие этой модификации.
Me210F-1 - являлся разведчиком на базе Me210E-1
Me210S-1 - планировался как штурмовик с усиленным бронированием и двигателями DB605.

Однако из всего этого многообразия в серию пошёл только Ме210А-1 и Ме210Са-1.

В начале 1943 DB603 всё таки довели до ума, и разработку нового "штука-цершторера" возобновилась с новой силой.

За основу был взят Me210E-1, который стал первым прототипом Ме410V-1. Были перепроектированы консоли крыльев (изменена стреловидность, добавлены предкрылки по примеру усовершенствованных Ме210А-1), усилены стойки шасси. Изменено радиоборудование.
[Ме410А]
Планировалось три модификации:

Me410A-1, Schnellkampfer, Скоростной бомбардировщик
Me410A-2, Zerstorer, тяжелый истребитель. Отличался от А-1 наличием двух дополнительных 30 мм пушек MK103 в бомбоотсеке.
Me410A-3, Aufklarer, разведчик.

Согласно приоритетам, в серию пошли пикировщик и разведчик, причём большая часть простроенных самолётов была именно в варианте скоростного пикирующего бомбардировщика. Кстати, по той же причине был отвергнут Bf110G-1 в пользу Bf110G-2 - последний проектировался как истребитель-бомбардировщик.

Me410A-1 имел тормозные решётки в консолях крыльев, и прицел для бомбометания с пикирования, аналогичный установленному на Ju87D - StuVi 5B.

Новый самолёт поступил на вооружение бомбардировочных групп, размещённых во Франции и Германии:

I./KG51 начала получать Ме410А в июле 1943, и использовала их до мая 1944, когда началось перевооружение группы на Ме262.

II./KG40 получила в мае 1943 тридцать Me410A, в июне - ещё 23 самолёта. До конца месяца был потерян в бою 1 Ме410, ещё 4 мессершмитта переданы в другие части.
6.43 переименована в V./KG2.
6.2.44 переименована в II./KG51. И
спользовала Ме410 до сентября 1944, когда последние 7 самолётов в другие части и начала перевооружаться на Ме262.

III./KG51 начала перевооружение на Ме410А в сентябре 1943 и использовала их до марта 1944, когда была перевооружена на Fw190A.

IV./KG51 получила первые Ме410 в ноябре 1943, но полностью была оснащены ими лишь в марте 1944.
Использовала Ме410 до октября 1944, когда началось перевооружение группы на Ме262.

Первоначально, новые "мессершмитты" выполняли полноценные бомбардировочные миссии - ночью (для снижения потерь от истребителей) они атаковали цели в Англии.

Однако довольно скоро, с ростом активности 8-й Воздушной Армии США и английских тяжелых бомбардировщиков, экипажи "интрудеров" (самолётов вторжения) из KG51 и KG2 стали всё чаще атаковать английские аэродромы, на которых базировались тяжелые четырёхмоторные бомбардировщики союзников, а также перехватывать самолёты, возвращавшиеся из ночных налётов на Германию и заходящих на посадку.

Вскоре выяснилось, что огневой мощи двух 20мм пушек явно недостаточно для поражения довольно живучих четырёхмоторников.

Чтобы устранить этот недостаток, вооружение Ме410А-1 было изменено: в бомболюк был установлен т.н. "оружейный контейнер" Waffenbehalter 151A, с двумя MG151. В первоначальном варианте, боезапас составлял 200 снарядов на каждый ствол. Однако затем его довели до 230 снарядов, введя новые снарядные ящики. Вместо "пикировочного" прицела был установлен обычный "истребительный" ReVi C/12D, а также добавлена бронеплита, защищавшая пилот от обстрела спереди. Новый вариант получил обозначение Umbausatz 2, т.е. Me410A-1/U2.





Так как бомбоотсек теперь был "занят" пушками, бомбовое вооружение было решено перенести под центроплан крыльев. Для этого на нём были размещены 4 бомбодержателя для 4 50кг бомб (осколочно-фугасных, зажигательных или осветительных). Планировалась также установка трёх аналогичных бомбодержателей под консолями крыльев, но в серию она так и не пошла.

Обычно, сначала "интрудеры" атаковали самолёты на посадке, обстреливая из 4-х пушек, затем - сбрасывали бомбы на взлётно-посадочную полосу, чтобы вызвать катастрофы на посадке (множество американских и английских самолётов разбилось, когда их стоки шасси попадали в воронки от бомб на ВПП и подламывались). Затем, в свете пожаров, немцы штурмовали освещённые цели и, обычно безнаказанные, уходили. В дополнение к прямым потерям, причинённым своими атаками, немцы вызвали очень сильный психологический эффект на пилотов бомбардировщиков, которые теперь, опасаясь атаки на посадке, выполняли её на максимальной скорости на неосвещённую полосу, что довольно часто также заканчивалось катастрофами.

Этот же набор вооружения пришёлся как раз "в пору" группе тяжелых истребителей III./ZG1, которая как раз начала перевооружение с Ме210А-1 на Ме410А-1 и занималась дневным перехватом американских бомбардировщиков.

Летом для исследования эффективности раличного вооружения против четырёхмоторных тяжелых бомбардировщиков, было создано 25-е испытательное командование. Среди прочего, на Bf110G-2 и Me410A-1 проходили 37 и 50 мм пушки, а также 210 мм ракеты. Было выяснено, что наилучший результат показали 210мм ракеты W.Gr.21. она обладали достаточной точностью стрельбы с дистанции до 1 километра, а также очень мощным осколочно-фугасным действием. Обычно, взрыв такой ракеты среди тесного строя бомбардировщиков причинял повреждения сразу нескольким самолётам - осколками поражался экипаж, повреждались двигатели и пробивались топливные баки. Повреждённые самолёты выпадали из строя, лишались огневой поддержки товарищей и обычно становились жертвой одномоторных истребителей немцев, которые с охотой добивали "подранков".

В конце лета, как раз перед знаменитой "Швайнфурт-Регенсбургской мясорубкой" 17 августа 1943, все соединения тяжелых истребителей ПВО Рейха, были вооружены спаренными пусковыми установками W.Gr.21.

Каждый истребитель имел 4 ракеты, после пуска которых, для улучшения скорости (сами направляющие увеличивали сопротивление воздуха и снижали скорость), пилот мог "сбросить" направляющие и продолжить воздушный бой. Однако если в случае с Bf110G-2 этот вариант вооружение получил "официальный" индекс Munition Rustsatz 5 (Bf110G-2/M5), то вариант для Ме410 такого обозначения так и не получил.





В то же время, стало ясно, что огневой мощи даже четырёх 20мм пушек недостаточно для уничтожения нескольких тяжелых бомбардировщиков в одном бою. Немецким истребителям для уверенного поражения цели приходилось сближаться с противником на "пистолетную дистанцию", и они попадали под сосредоточенный огонь тяжелых оборонительных пулемётов. А Ме410 - достаточно большой двухмоторный самолёт, в который намного легче попасть чем, скажем, в одномоторный Bf109G.

Поэтому было решено испытать в бою пушки большего калибра, чем 20мм. Выбор остановился на 30мм пушках МК108, МК103, 37мм Bk 3.7 и 50 мм Bk 5. Очевидно, требовалось орудие, обладавшее большой дальностью стрельбы и мощным ОФ снарядом.

30 мм пушка МК108 имела мощный снаряд, но очень плохую баллистику, и требовала вести огонь с близкой дистанции. По этой причине она подходила только для установки на одномоторные истребители, либо на Bf110 в качестве ночных истребителей, где ответный огонь стрелков не был таким страшным. На данный момент нет ни одного доказательства установки МК108 на Ме410. Упоминание о "Наборе вооружения /R2" является вымыслом.

30 мм пушка МК103 показала отличные результаты по точности и убойной силе. Однако на Bf110 установить её было просто негде. На Ме410 имелась возможность установки двух таких пушек в бомбоотсек. Проведённые результаты испытаний были очень обнадёживающими, однако все достоинства пушки перечеркивала крайне низкая надёжность пушек, и пока конструкторы не исправят этот недостаток, было решено продолжить поиски подходящей арт. системы.

Установка 37мм пушки Bk 3.7 на Bf110 была возможна, однако показала крайне низкую надёжность на больших высотах. Одновременно, большой обтекатель тяжелой пушки под фюзеляжем достаточно сильно снижал лётные данные перехватчика. После длительных испытаний и потери в бою почти всех Bf110G-2/R1 (все самолёты были сведены в 4./ZG76), от этого варианта было решено полностью отказаться. Установка этой же пушки на Ме410 была бессмысленна - пушка имела магазинное питание. На Bf110 перезарядку осуществлял стрелок-радист, что было невозможно в случае с Ме410 - с места стрелка не было доступа в бомбоотсек. Испытания были проведены, но установка тяжелой пушки с боезапасом менее 10 снарядов была признана ненужной.

Оставался вариант с 50 мм пушкой Bk 5, которая являлась "авиационным" вариантом танковой пушки 5 cm KwK 39 L/60. Пушка была серьёзно модернизирована - был добавлен новый дульный тормоз, введена автоматика и магазинное заряжание (кольцевой магазин вмещал 21 снаряд). Для установки пушки был увеличен бомбоотсек - створки бомболюка получили характерные "наплывы". Модификация получила обозначение Ме410А-1/U4. Испытания летом 1943 выявили, с одной стороны, крайне низкую надёжность автоматики (в среднем, пушка заклинивала в каждом втором вылете, обычно после 1-3 выстрелов). С другой стороны, отличная баллистика вкупе с телескопическим прицелом Zielfernrohr ZFR 4A позволяла вести прицельный огонь на поражения с дистанций до 1 километра, оставаясь вне зоны осбтрела оборонительных пулемётов бомбардировщиков. Всю осень и зиму 1943-44 г.г. продолжалась "доводка" орудия, и в серию оно пошло уже на новой модификации "Шершня" - Ме410В.

Схема установки пушки:




К концу 1943, единственной группой тяжелых истребителей, использовавших Ме410 в качестве дневного перехватчика, была II./ZG26 "Хорст Вессель" (бывшая III./ZG1). Все остальные Ме410 стояли на вооружении бомбардировочных групп двух эскадр - KG2 "Хольцхаммер" и KG51 "Эдельвайсс", продолжавших свои ночные "операции вторжения". Ожидали перевооружения на Ме410 три группы - I./ZG26, I./ZG76 и II./ZG76, оснащённые Bf110G-2.

Зимой 1943-44 всё очевиднее стала необходимость сменить в строевых частях Bf110 на Me410, а также ускорить доводку МК103 и Бк 5. Bf110 уже устарел - например в январе 1944 был сбит хауптманн Йоханнес Киль, один из лучших асов Bf110. А 23 февраля 1944, на одиночном Ме41-А-1/U2 пошёл в атаку на строй B-17, был сбит огнём стрелков и погиб лучший ас тяжелых истребителей - хауптманн Эдуард Тратт. После потери ещё нескольких опытных лётчиков и командиров, было решено перевооружить наконец фронтовые соединения на новую матчасть.

В марте 1944 Ме410А-1/U2 получила I./ZG26 (группа была сформирована на основе I./ZG1 и продолжала использовать свою старую эмблему - "осу", в отличии от II./ZG26, чьей эмблемой был деревянный башмак - т.н. "Хольцшух"). В апреле долгожданные "четырестодесятые" получили обе группы ZG76 (третья группа после тяжелых январских потерь была расформирована и пошла на доукомплектование остальных двуг групп эскадры).

Бытует мнение, что своё прозвище - "Шершень" - самолёт получил из-за того, что стоял на вооружении ZG26, называемой "Эскадрой Шершней". Это не совсем так. Миф этот берёт своё начало из публикаций середины 20века, когда "Оса" - эмблема I./ZG26 - ошибочно принималась за "шершня" и "присваивалась" всем самолётам ZG26. И якобы из-за этого Ме410 и получил своё прозвище.

В этой версии перепутаны причина и следствие.

Me410 впервые упоминается как "Шершень" в связи с вооружением 50 мм пушкой - "жалом" (со слов Гитлера). И в феврале 1944, было решено назвать Ме410 "Шершнем". Но у немцев уже была техника, носившая такое наименование - тяжелый истребитель танков 8,8 cm PaK43 auf Fgst. III/IV "Hornisse". Выход был найден - противотанковая САУ была переименована в Nashorn (нем. "Носорог), а Ме410 получил имя "Шершень" - Hornisse.

А поздней весной 1944г. 26-я эскадра тяжелых истребителей "Хорст Вессель" в дополнение к официальному наименованию получила неофициальное - "Hornisse geschwader" - "Эскадра шершней", т.к. две группы из трёх (третья в боях участие не принимала и готовилась перевооружаться на Ме262) были вооружены Ме410.

Весной 1944 только один из вариантов усиленного вооружения был готов - наконец довели до стабильности работу пушки Бк 5 на больших высотах. II./ZG26 была укомплектована Me410A-1/U4 и добились значительных успехов весной и начале лета 1944. Однако установка тяжелой пушки имела существенный недостаток - самолёт имел мало шансов в бою против истребителей. Если против двухмоторных "Лайтнингов" - P-38 у Ме410 были все шансы на победу, даже с подвешенными под крылья ракетами, то в боях против новых "Мустангов" P-51D и появлявшихся во всё больших количествах новейших "Тандерболтов" P-47 Ме410 всё чаще несли серьёзные потери. Поэтому было решено оставить II./ZG26 единственной группой, получившей "тяжелую артиллерию", и в ожидании доводки МК103, искать временные варианты.

II./ZG26.
Ме410А-1/U4 выходит из атаки.
Ме410А-1/U4 с отметками об уничтоженных бомбардировщиках на стволе пушки.









[Ме410B]
Очередная модификация "шершня", Ме410В, была запущена в производство в мае 1944, и должна была получить новый двигатель DB603G. Однако он страдал многочисленными "детскими болезнями", был крайне ненадёжен и всё ещё находился в "доводке". Поэтому было решено что в качестве "временного решения" Me410B получит такой же, как на предыдущей модификации, двигатель DB603A. Как показало время, DB603G так и не был доведён, и все Ме410B были выпушены с DB603A.

Согласно планам на производство, состав вооружения нового тяжелого истребителя оставался неизменным - два 7,92мм пулемёта MG17 и две 20 мм пушки MG151/20. Однако конструкторам стало ясно, что 7,92 "пулька" для тяжелого четырёхмоторника типа B-17 или B-24 - что слону дробина. Поэтому, MG17 были заменены на 13 мм пулемёты MG131. Одновременно все Ме410А, поступавшие в на ремонт, также получали новые пулемёты вместо старых.

Таким образом, фактически "новый" Me410B от "старого" Me410 не отличался практически ничем, кроме усиленных шасси, и оборудования для высотных полётов в качестве стандартного.

Превоначально планировалось три варианта:

Me410B-1, Schnellkampfer - скоростной пикирующий бомбардировщик. Имел "пикировочный" прицел StuVi 5B, тормозные решётки.
Me410B-2, Zerstorer - вариант тяжелого истребителя. Был установлен "истребительный" прицел Revi 16 B либо ZFR-4A, удалены тормозные решётки. В бомбоотсеке изначально предполагалась установка пушек MK103 со 100 снарядоми на каждый ствол.  Упоминания о Waffenbehalter 103 или /R3 - плод воображения.
Me410B-3, Aufklarer - разведывательный вариант.

Однако в отличии от весны 1943-го, весной 1944-го приоритеты производства сменились на противоположные - требовались истребители, истребители и ничего кроме истребителей. По этой причине выпуск Me410B-1 был свёрнут в пользу Me410B-2 после производства пары десятков машин.

Выпущенные Me410B-1 получали те же наборы вооружения, что и Ме410А - т.е. либо пару 20мм пушек - Me410B-1/U2 либо 50 мм пушку - Me410B-1/U4.

В ожидании начала поставок МК103 в испытательном центре Рехлин было разработано два варианта усиления огневой мощи тяжелого истребителя с использованием доступных 20 мм пушек.

Остановились на двух вариантах - т.н. "лёгкого" и "тяжелого" довооружения.

Первый вариант представлял собой Waffenbehalter 151 (WB151), прозванную "ванной" за характерную форму. Этот комплект широко применялся на Bf110 (и испытывался на Fw190A - см. третью фото) и был хорошо освоен промышленностью. Две 20 мм пушки MG151 на общем лафете, вместе с снарядными ящиками на 200 выстрелов, закрытые обтекателем, крепились под фюзеляж.






Этот комплект нашёл широкое применение среди машин I./ZG26 (эмблема Wespen), которые особенно испытывали недостаток вооружения, таки образом Ме410В-1/U2 группы несли шесть 20 мм пушек. II./ZG26 продолжали использовать ракеты и 50мм пушки. ZG76 же только-только начинали перевооружение и в боях почти не участвовали.









Также этот "набор вооружения" использовали и "интрудеры" из бомбардировочных частей.
Ме410 Оберлейтананта Абрахамчика. Виден "ночной" камуфляж нижних поверхностей.



Второй - "тяжелый" переделочный комплект представлял собой лафет с четырьмя пушками MG151/20 с боекомплектом, по разным источникам, от 100 до 150 снарядов на ствол. Такая установка не помещалась в стандартный бомбоотсек, пришлось использовать увеличенный от модификации /U4 (т.е. приспособленный к установке 50 мм пушки).




Известно как минимум о двух таких самолётах. Один был пределан из стандартного Me410B-1 (самолёт несёт т.н. "волнистый камуфляж" - Wellemuster), второй - из опытного Me410B-6, морского многоцелевого истребителя дальего действия, оснащённого РЛС FuG 200. На фото хорошо видны отверстия от опор антенн, а также заглушка отверстия под 50 мм пушку. На втором самолёте летал известный ас лейтенант Руди Дассов. Ошибочно считается, что этот самолёт несёт восемь 20 мм пушек.

Стоит зметить, что оба комплекта так и не были официально приняты на вооружение, и никакие индексы Rustsatze (в литературе упоминаются /R4 и /R5) к ним не применялись. Причиной отказа от "лёгкого" варианта стало увеличение аэродинамического сопротивления и потеря скорости, причина отказа от "тяжелого" варианта - слишком малый боезапас пушек. В любом случае, убойная сила 20мм снарядов была признана недостаточной.

В июне наконец были доведены МК103, и в серию пошла основная модификация "Берты" - Ме410В-2.

На иллюстрациях: сама пушка, схема установки пушек, установка пневмоситемы питания пушек, установка системы оглаждения пушек, внешний вид, схема обслуживания.









В дополнение к основному вооружению в бомбоотсеке был установлен лафет с двумя 30 мм пушками МК103, со 100 снарядами на каждую. Многие самолёты получили телескопический прицел ZFR-4A для стрельбы с дальних дистанций. Было усилено бронирование пилота спереди (изчезло характерное для "пикировщиков" окно в носовой части фюзеляжа). Новые самолёты поступили в ZG76, которая наконец вступила в бой.




Однако ситуация на фронтах к этому времени изменилась - союзники высадились в Нормандии, что сразу сказалось на соотношении сил в воздухе. Сразу же после высадки, стало расти число аэродромов на освобождённых от немцев плацдармах во Франции. А это означало, что сопровождать "четырёхмоторники" могли не только дальние, но и фронтовые истребители. Также, были потеряны передовые РЛС и пункты слежения и оповещения, которые отслеживали обстановку над Английскими аэродромами и позволяли тяжелым перехватчикам своевременно подняться в воздух.

Настало время, когда всё чаще и чаще группы тяжелых стребителей оказывались связаны боем ещё в момент набора высоты и до выхода на позицию для атаки американских бомбардировщиков. А немецкие одномоторные истребители всё реже и реже могли прикрыть своих двухмоторных коллег - в лётных частях осталось крайне мало опытных пилотов и командиров всех степеней - от командиров эскадрилий до лидеров, способных вести в бой крупные соединения истребителей. В бой шла необстрелянная молодёж, которая обычно гибла в первых же боевых вылетах.

1. Кадр фотокинопулемёта американского истребителя "Мустанг": пилот атакованного Ме410 сбросил фонарь кабины и готовится выпрыгнуть с парашютом.
2. Экипаж из штабного звена ZG26 - лт. Венко и офв. Либш были атакованы Мустангами. Оборонительная пулемётная установка была повреждена, и Ме410 не имел защиты сзади. Либш достал фотоаппарат и сделал эти два снимка, подписав их впоследствии - "Казалось, последние секунды жизни".
3. Обломки Ме410 лейтенанта Венко. Венко смог посадить повреждённого "шершня" на брюхо, но тот сгорел. Экипаж спасся.





Всё это критически осложнило боевое применение даже столь совершенных тяжелых истребителей, как Ме410. В течении лета 1944 почти все группы тяжелых истребителей, за исключением II./ZG76, были переформированы на одномоторные Fw190. II./ZG76 в конце 1944 переключилась на атаки наземных целей, но после тяжелейших потерь также была переформирована в одну из групп JG54.

Эпоха поршневых тяжелых перехватчиков окончательно закончилась, однако началась другая - эра реактивных тяжелых многоцелевых истребителей, первым и очень ярким представителем которой стал истребитель Мессершмитт Ме262. Но это уже совсем другая история...

Вот, собственно, и всё. Все пассажи типа "Так появился вариант комплекта Raustsatze R2. На самолётах Me.410A-2/R2 снимались 7,92-мм пулемёты Rheinmetall-Borsig MG.17, а в бомбоотсеке в контейнере WB108 устанавливалась пара 30-мм пушек Rheinmetall-Borsig MK.108. Такие самолёты комплектовались телескопическими стрелковыми прицелами ZFR4a."  на сайте игры в описании Ме410 ничего, кроме досадной улыбки, к сожалению, не вызывают.
Previous post Next post
Up