Материаловедческое

Jul 26, 2022 10:14


В статье приведен обзор достижений ФГУП ВИАМ в области высокопрочных сплавов (σв = 500-700 МПа) традиционной системы Al - Zn - Mg - Cu, созданных и освоенных под научным руководством академика И. Н. Фридляндера. Показана важная закономерность изменения комплекса свойств (механических, усталостных и коррозионных) в зависимости от содержания основных легирующих элементов Cu и Zn. Показаны эффективность малых добавок переходных элементов-антирекристаллизаторов, в том числе впервые установленная в мировой практике роль добавки Zr (субструктурное упрочнение, повышение прокаливаемости и пластичности), а также пределы ее содержания для исключения появления избыточных интерметаллидов ZrAl3. Описаны три группы высокопрочных и сверхпрочных алюминиевых сплавов и их применение в летательных аппаратах и атомной технике. К первой группе относятся базовые высокопрочные сплавы типа В95, которые широко используют в современных авиационных конструкциях. В 1970-1980 гг. их свойства (особенно вязкость разрушения и коррозионные свойства) были кардинально улучшены за счет ограничения содержания примесей и введения многоступенчатого старения (Т2, Т3) в соответствии с новой концепцией допускаемого повреждения при проектировании. В настоящее время в авиационных конструкциях (например, для верхней поверхности крыла) осваиваются сверхпрочные (σв = 615 МПа) сплавы типа В96ц-3пч. Более прочный сплав В96ц (σв = 650 МПа) используется для газовых центрифуг в атомной технике. Важную группу составляют высокопрочные ковочные сплавы типа В93 и 1933 с повышенной вязкостью разрушения для внутреннего силового набора (фитингов, лонжеронов и др.).
_________________________________

Отложу в копилку, на память.

технологии

Previous post Next post
Up