Экстремальный туризм московского раввина. Что на самом деле происходит с еврейской жизнью в России.

Aug 01, 2016 10:08



В начале лета этого года в московском отеле «Radisson Славянская» прошел VII съезд централизованной религиозной организации ортодоксального иудаизма Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕООР), в ходе которого состоялось  переизбрание главного Раввина России по версии этой организации Адольфа Шаевича и главы раввинского суда СНГ и стран Балтии Пинхаса Гольдшмидта.
Правда, ключевым словом в данном контексте, пожалуй, является слово «прошел».
Почему? Попробуем разобраться. А также попробуем разобраться в том, почему мероприятие по сути не вызвало интереса у большей части еврейской общины страны.
Отчетные статьи об этом, безусловно, важном событии были опубликованы в некоторых российских СМИ, например, в «Коммерсанте». Но их содержание носило отчетно-бюрократический характер и лишь констатировало сам факт съезда.
В чем же дело?
А дело в том, что, по мнению многих членов объединения, с которыми довелось общаться автору этого текста, конгрессу впору читать кадиш-поминальную молитву - некогда второе по влиянию (после «Федерации еврейских общин России» (ФЕОР), придерживающейся хасидизма), и количеству общин и организаций религиозное объединение, представлявшее интересы значительного числа российских иудеев, увы, постепенно уходит в прошлое. Уходит вместе с легендарной фигурой одного из своих отцов - основателей и видного деятеля прогрессивного направления в иудаизме Зиновия Когана.
И, пожалуй, изгнание Когана из КЕРООР (а по сути это было изгнание, отмечают посвященные), является основным достижением современного руководства конгресса за последние годы. Так сказать, венцом творения главного раввина Москвы Пинхаса Гольдшмидта.
Аналогия, наверное, странная, но… Наверное, так нелюбимый своими подданными-дворянами император Павел I отправлял в почетную ссылку блистательного Суворова.
Для того, чтобы понять происходящее, попытаемся разобраться с тем, что на этот раз представлял из себя съезд КЕРООР.
Конечно, в нем принимало участие более ста делегатов из разных областей России.
Как пишет тот же «Коммерсант», участники, по замыслу организаторов, должны представлять «более 100 еврейских организаций из разных городов России».
Согласимся, буквы и цифры «увесистые». Основной спонсор КЕРООР бизнесмен Олег Малис, казалось бы, должен быть доволен. Да и любой радеющий за активизацию еврейской жизни в России - тоже.
Однако, при ближайшем рассмотрении выясняется, что эти делегаты - люди, приглашенные по нескольку человек от общины (в основном из московского региона), преподаватели духовно-образовательных учреждений (они все в московском регионе), функционеры бюро Конгресса (только людей из Хоральной Синагоги набралось с десяток), члены сторонних организаций, представители раввината из-за рубежа. К слову сказать, последние с завидной регулярностью прилетают в страну на кормление - люди с многими гражданствами, равнодушные к проблемам местных «аборигенов».
Одним словом массовка.
Даже справочник, содержащийся в выпускаемых КЕРООР к Рош а-Шана (еврейский новый год) календарях, содержит адреса и телефоны не более десятка входящих в централизованное объединение структур.
Добрая их часть их - это организации Москвы и столичного региона.
Саратов, Тула, Ярославль, Пятигорск, Пермь, Орел, Воронеж, Самара, Нижний Новгород, вот, пожалуй, и весь список дееспособных общин.
Есть еще Санкт-Петербург, но представителей данной общины почему-то на съезд пригласить забыли. Подают признаки жизни еще несколько региональных структур (Ростов-на-Дону, Калининград), а вот в Калуге и Смоленске, увы, общины закрылись. Отсутствие интереса к ним со стороны бывшего директора (а теперь председателя) Конгресса раввина Шимона Левина привело к тому, что люди из них перешли в хасидские общины. И это не единичный случай.
Говоря словами Ильфа и Петрова, ну помните, «прихожане по городам разбежались»» - можно констатировать, что люди симптоматично уходят из КЕРООР-овских общин в ФЕОР-овские во многих регионах.
В Ростове ФЕОР претендует уже на вторую по счету синагогу, хотя у сторонников Конгресса своего культового помещения в этом городе нет. В Калининграде президент ФЕОР Александр Борода договорился с местной администраций о передаче в свою пользу участка со строящейся там по инициативе КЕРООР синагогогой и общинным центром. В Перми он также получил участок, хотя власти об этом пока помалкивают.
Чтобы не быть голословными, приведем пример. В марте месяце в подмосковной ешиве «Торат Хаим» состоялась конференция раввинов КЕРООР. На нее были приглашены раввины из опять же тех самых «более 100 городов России». Но в реальности там собралось около сорока человек. И это с учетом представителей литовского направления иудаизма из Беларуси, гостей из Израиля и собственно преподавателей учебного заведения.
Прочитав все вышесказанное, критик заметит: К чему «брюзжание»?
Ведь выбран главный раввин России. Им вновь стал Адольф Шаевич, личность не менее знаменательная в истории российского еврейства, нежели Коган. Так-то так, перед заслугами уважаемого Адольфа Соломоновича все снимают шляпу.
Однако есть нюанс. Перед вездесущим, в самом лучшем, и еврейском, смысле слова, Коганом были открыты многие двери, в том числе кремлевских кабинетов.
И вот, судя по всему, этой популярности Гольдшмидт Когану и не простил. Собственно он и раньше бы отправил «ветерана» на заслуженный покой, если бы не необходимость соблюдения отчетных формальностей.
Кстати, тут попутно было бы интересно разобраться, а что такое - главный раввин России? Религиозных деятелей, обладающих подобным титулом, в России как минимум двое.
На сегодняшний день главный раввин России по версии ФЕОР Берл Лазар является более известной в медийном плане фигурой. В состав федерации входит более двухсот общин и различных организаций. И, по данным Минюста, все они действующие.
Своих религиозных лидеров имеют общины евреев-сефардов и сторонники прогрессивного иудаизма. Вероятно, в связи с устранением Когана последние окончательно утратят какую-либо связь с КЕРООРом.
О каком объединительном начале Конгресса может вообще идти речь?
Возвращаясь к съеду, вспомним опять же, что в его ходе предсказуемо переизбран на новый срок в качестве главы раввинского суда СНГ и стран Балтии КЕРООР Пинхас Гольдшмидт.
Кстати, на свои выборы он едва ли не опоздал из заграничной командировки. Накануне в Вене состоялось его повторное назначение на пост президента «Конференции европейских раввинов», что, видимо, в приоритетном плане представляет более важное для него значение (особенно если учесть наличие у московского раввина нескольких гражданств).
Согласно некоторым данным, «коронование» Гольдшмидта в качестве лидера КЕР вновь пролоббировали попечитель этой уважаемой и не имеющей отношения к России организации, председатель совета директоров инвестиционной компании 01 Group Борис Минц (человек из окружения российского олигарха Михаила Фридмана), а также президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер (располагающий знакомствами в окружении Рональда Лаудера, президента Всемирного еврейского конгресса).
Пребывание Пинхаса Гольдшмидта во главе КЕООР позволит всем упомянутым в предыдущем абзаце продолжить интригу против президента Европейского еврейского конгресса Вячеслава Кантора и его «популизма» (помните канторовское «Евреи Европы не могут вести нормальную жизнь»?)
Стоит отметить, что несмотря на наличие российского, среди прочих, паспорта, основной задачей Гольдшмидта во главе всех возглавляемых им структур (а он также входит в руководящие органы «Европейского еврейского парламента», созданного по инициативе украинского олигарха И. Коломойского, финансиста запрещенного в России «Правого сектора») это осуществление иммиграции российских евреев в Эрец Исраэль. И здесь его идеология мало чем отличается от практикуемой в 90-е. Скорее даже усиливается.
Что в этом плохого, спросите вы? Разве не смысл жизни любого еврея - » В следующем году в Иерусалиме? »
Ничего, за одним исключением. Речь о котором чуть ниже.
В феврале месяце Гольдшмидт, совместно с Ю. Каннером, выступил на комиссии по репатриации и абсорбции Кнессета, посвятив речь своим титаническим усилиям по устройству алии (с ивр. восхождение - возвращение иудеев на Землю Обетованную).
Правда, усилия эти заключаются в основном в том, что в последнее время при Московской еврейской религиозной общине процветают организации типа Шахар и Бейтар. Со специфической деятельностью, как минимум, одной из этих организаций досужий читатель может ознакомиться тут.
Ознакомились? Правда, занятно?
Таким образом съезд КЕРООР, по сути, представлял собой поминутно разыгранную комедию, предназначенную для отвода глаз Минюста, присутствующего на мероприятии представителя аппарата Президента России, да и основного спонсора (с которыми, к слову сказать, Голтдшмидту «везет»: Гусинский, Невзлин, Гайдамак…)
На этом месте можно было бы подвести черту, но… история будет не совсем полной без краткого обзора личности Пинхаса Гольдшмидта. Сразу подчеркнем красной линией, что именно он является серым кардиналом КЕРООРа, решения которого обязательны к исполнению всех людей «с горки» (так в кругу иных вовлеченных в деятельность московской еврейской общины называется Московская хоральная Синагога).
Итак, Пинхас Гольдшмидт. В 1989 году в Россию из Швейцарии приехал очень предприимчивый человек. То было время кульминации перестройки, кооперативов и полного духовного … (подставьте слово по вкусу). Эпоха сулила просторное поле для деятельности нуворишей в любой сфере, в том числе и в религии. Сам Пинхас, наверное и не предполагал, что будет отмечен «за особые заслуги перед Отечеством».
До 2005 года Гольшмидт въезжал в Россию по ложным сведениям, представляемым при оформлении виз. Кстати, интересно, являясь московским раввином, он посещал страну по коммерческой визе. При этом представлялся вице-президентом швейцарского представительства компании «Orbita Tuors» (Швейцария, Люцерна, Дармен Штрассе, 32/31 «А») и заявлял целью своего пребывания заключение новых договоров «по организации маршрутов по экстремальному туризму в Центральном регионе России и Алтайском крае».
Афера вскрылась только в 2005 году, когда неожиданно выяснилось, что в 2003 году компания «Orbita Tuors» была признана банкротом решением суда г. Франкфурта-на-Майне.
Въезд Гольдшмидту в Россию был закрыт. И только чуть ли не личное обращение к Президенту Путину премьер-министра Италии Сильвио Берлускони (по ненавязчивым просьбам европейского раввинского сообщества из КЕР) позволило Пинхасу Соломоновичу вновь въехать в Российскую Федерацию.
Вообще, биография Гольдшмидта в тот период - прям как перипетии детективно-приключенческого романа с лихо закрученным сюжетом: сплошной экстрим.
В пору «охоту на гусей» владелец «Моста», российский олигарх В. Гусинский, тогдашний попечитель КЕРООР, использовал связи московского раввина для установления контактов с бывшим генеральным прокурором Швейцарии Карлой Дель-Понте. Для чего, спросите Вы?
А вы вспомните, что тогда происходило. И ответ будет - для передачи ей компромата на первого президента России Ельцина и тогдашнего главы правительства РФ Путина.
А уже в декабре 2000 г. Гольдшмидт организовывал медийное давление на вновь назначенного директора Интерпола Рональда Нобле, что было необходимо для воспрепятствования экстрадиции беглого олигарха (мы о Гусинском) в Россию.
В то же время, используя связи в прокуратурах Швейцарии и Израиля, Гольдшмидт пытался организовать международное преследование Генпрокурора РФ Устинова, его заместителя Колмогорова, министра печати и информации Лесина и некоторых акционеров «Газпрома».
Но не Гусинским единым.
В 2006 году с помощью руководителей Евро Азиатского еврейского конгресса А. Машкевича и Ф. Осинина Гольдшмидт препятствовал экстрадиции задержанного на территории России бизнесмена М. Сайденфельда, разыскиваемого правоохранительными органами Казахстана по обвинению в финансовых преступлениях.
А в 2007 году Гольшмидт задействовал свои связи для принятия решения об условно-досрочном освобождении из мест заключения осужденных к длительным срокам лишения свободы участников международной преступной группы (В. Каган, Ш. Хиршорен, Д. Касзирин, Э. Кац), нанесших значительный ущерб экономическим интересам России. При этом ему удалось даже вынести этот вопрос на рассмотрение Кнессета.
В 2008 году, видимо, поняв, что дела требуют хотя бы минимальной юридической легитимизации на территории РФ Гольдшмидт таки подал заявление на получение разрешения на временное проживание в РФ. Но увы, получил отказ по основаниям пункта 1 статьи 7 «О правовом положении иностранных граждан» («осуществление деятельности в ущерб безопасности страны»).
И тем не менее, гражданином России он стал. Но кто же помог ему вступить в гражданство РФ? Не кто иной как мэр столицы Юрий Лужков. Именно он направил тогдашнему российскому президенту Медведеву ходатайство о предоставлении Гольдшмидту гражданства за те самые «особые заслуги перед страной». За Гольдшмидта также поручился уже вышеупоминавшийся олигарх Фридман.
Интересно, как это происходило. В августе 2009 Гольдшмидт вновь подал заявление на гражданство, в котором снова (sic!) указал ложные сведения: отрицал факт поданного в 2008 году заявления на выдачу разрешения на временное проживание, а также работу вне России (в Гарвардском университете, например).
И вот вновь испеченный гражданин России приступает к работе, которая больше напоминает международную политическую деятельность (а точнее политический пиар).
Ведь заветная мечта Пинхаса Соломоновича - это должность главного раввина Израиля. А ее еще надо заслужить. Вот и старается Гольдшмидт, то к Папе Римскому (в порядке общей очереди, заметим) съездит, то на выделенные Михаилом Фридманом средства Николя Саркози от имени раввинов Европы наградит.
Бывают конечно и посерьезнее мероприятия. Вот раскрутил проект Германа Захарьяева с 26 ияра - по сути альтернативным Днем Победы над фашизмом. Проект понимания, что интересно, у членов Кнессета не нашел. Как и поездка к Папе Римскому, которая вызвала лишь саркастические улыбки у евреев по всему миру.
И Б-г бы с ним. Ну делает человек свой «маленький гешефт» в виде карьеры в России, с «прицелом» на «мировое господство».
Однако вопросов по поводу этого «гешефта» все больше.
Ну например. Как сочетаются заявления по поводу убогости жизни евреев и «дилеммы еврейской политики «Путинской России» («Москва Ерушалаим», выпуск 3 за 2015 год) и прилюдное пожатие Путину руки, а также благодарность ему за все то, что делает Президент России для евреев? (событие это состоялось 7 июня во время официального приема в честь визита Нетаньягу в Большом театре).
Показательна и позиция Гольдшмидта по Крыму. Не должно быть там никаких общин КЕРООРа, пока статус этой территории не будет до конца определен. Впрочем, памятуя вышеупомянутые связи Пинхаса Соломоновича с Коломойским, не трудно понять, каким должен быть, по его мнению, этот статус.
Дело, как говорится, житейское. Но и раввин-то не днепропетровский, а московский.
Не стоит забывать и про другого «героя нашего времени» Шимона Левина, гражданина Израиля и России. Будучи аврехом, он просыпал занятия в ешивах, как свидетельствуют однокашники. А теперь вот стал депутатом «Европейского еврейского парламента» (все тот же Коломойский, «Правый сектор», запрещена в РФ, и т.д.).
Кстати, Левин недавно принял участие в акции уже упомянутого «Шахара» по поводу признания ХАМАСа в России террористической организацией. Изрядно на этом попиарился. Только вот основным тезисом акции было то, что ХАМАС является частью запрещенных в России «Братьев мусульман». Но в Израиле «Братья…» таковыми не признаны!
Если бы Левин прочитал Чехова, то знал бы, что в политику тянет невежд. Да не судьба. Ни ему, ни его супруге, написавшей в адрес Гольдшмидта слезное обращение о тяжелом материальном положении семьи Левиных


Правда, справедливости для скажем, что в подлинности этого письма некоторые сомневаются.
И возможно, аргументы у этих некоторых весьма весомые. Ну в самом деле, какое тяжелое материальное положение? Кто близко знаком с Левиным, утверждают, что за организацию одного только посещения израильского консула в V.I.P. режиме он истребует от 200 до 250 тысяч рублей. В пользу КЕРООР, разумеется. Видимо, это и есть та самая индиго-экономика, о которой не так давно говорил в своем тексте для «Forbes» Михаил Фридман.
Вот такой вот «экстремальный туризм». Краткий штрих к портрету людей, олицетворяющих собой власть в некогда действительно большой и уважаемой религиозной структуре, а ныне похожей на… ну, думаю, после прочтения всего вышенаписанного, выводы вы сможете сделать сами.
И вот тут вполне уместно задаться вопросом, который я позволю себе выразить в слегка старомодной, но как видим, не потерявшей актуальность форме. А по пути ли с такими людьми российским евреям?
Вопрос важный, прежде всего потому, что, как написал «Коммерсант» вышеупомянутые «Раввины возьмутся за молодежь».
Семен Бронштейн

интернет, СМИ, vott.ru

Previous post Next post
Up