Сколько раз вы отправлялись в путешествие на самолете и задумывались, откуда собственно вы это делаете? Я вот долгое время думала, что аэропорты - что-то вроде вокзалов. Их мол выстроили давным-давно, они целиком принадлежат государству и никто особо никакой прибыли от их существования не имеет. Оказалось, что ни фига подобного. Наоборот, аэропорты - это золотое дно. По сути, они могут годами ничего не делать и стричь спокойно бабки с авиакомпаний, которые из них вылетают. Но каково же было мое удивление, что владеют ими физические лица, причем счета их теряются где-то в зарубежных оффшорах. И только сейчас государство худо-бедно пытается перенаправить эти огромные денежные потоки в Россию, чтоб хоть налоги в бюджет поступали.
У меня всегда было особое отношение к аэропорту Внуково. Во-первых, потому, что я живу на юго-западе и при желании могу доехать туда за полчаса на автобусе, а не за полторы тысячи на такси, как в другие аэропорты. Во-вторых, там базируется правительственный терминал и частенько Киевское шоссе перекрывают из-за прибывающих высоких гостей. А в-третьих, там всегда царил какой-то сказочный бардак. Не увидеть свой рейс на трех подряд табло вылетов, но увидеть его в каком-то маленьком мониторчике, висящем в углу у входа - это во Внуково нормальное дело. Я уж не говорю о подробностях, вскрывшихся после того, как самолет главы Total врезался в снегоуборочную машину - сотрудники аэропорта признались журналистам, что по большому счету на взлетное поле может проникнуть кто угодно, жестких проверок нет.
Но самое удивительное - это схема владения Внуково. Оказывается, целая четверть капитала аэропорта все это время
находилась в частных руках, в том числе у кипрского оффшора, которым в свою очередь владела компания, зарегистрированная в другом оффшоре - на Британских Виргинских островах. А теперь давайте подумаем, как платились налоги от деятельности третьего по величине столичного аэропорта. Подсказка: очень плохо. И буквально на днях нашелся в правительстве человек, который решил вернуть «Внуково» с небес на землю, вернее, в родны пенаты. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов добился перевода четверти пакета акций Внуково из оффшоров в столичную компанию «Внуково Альянс». Работа эта неблагодарная, на протяжении года специалисты разбирались в дебрях перекрестных схем владения, привлекали оценщиков и аудиторов, консолидировали кучу юрлиц в одну холдинговую компанию.
Неблагодарной эту работу я называю еще и потому, что Шувалов наверняка понимал, что в него полетят шишки - мол, притесняет свободный бизнес. Но позвольте, а разве это нормально, что доходы от деятельности московского аэропорта каким-то чудесным образом оказываются в Карибском море? Не исключено, что государство пошло на деоффшоризацию бизнеса, во многом, под давлением кризиса. С другой стороны, рано или поздно этот праздник живота надо было заканчивать. Это, кстати, не единственный успех Шувалова - в конце прошлого года Усманов перевел из оффшоров контрольные пакеты «Мегафона» и «Металлоинвеста» - тоже мягко говоря далеко не последние субъекты нашей экономики.