Итак, Константин Николаевич Сушкин. Главный конструктор Коломенского машиностроительного завода.
Энциклопедии лишь скупо сообщают о нем как об "создателе паровозов Су и К". И всё! даже в книге А.Никольского "Баллада о Су" (ISBN 978-5-904679-15-6) - одна лишь короткая фраза и нет даже фотографии.
Поиск в сети быстро показал, что на Коломенском заводе до сих пор работают потомки К.Н. Сушкина, а общий стаж династии приближается к 1000 лет! Потом очень помогла Е. Бычкова, руководитель Отдела информации и связи с общественностью ОАО «Коломенский завод». На основе информации, полученной от нее, и составлена биография К.Н. Сушкина. Часть полученной информации потребовала, правда, корректировки.
Константин Николаевич Сушкин родился в 1879 году в селе Сноведь Ардатовского уезда Нижегородской губернии в семье горнозаводского мастерового Николая Афанасьевича Сушкина. В семье было девять детей - Василий, Николай, Александр, Михаил, Константин, Владимир, дочери Екатерина, Елизавета, Александра, В 1883 году семья Сушкиных переезжает в Коломну. Н.А. Сушкин стал работать на
Коломенском машиностроительном заводе: мастером, начальником колесного цеха.
В 1891 году Константин Сушкин окончил курс шестиклассного училища при Коломенском заводе и в тринадцать лет начал работать на Коломенском заводе копировщиком в пароходном бюро завода. Экстерном окончил Московское высшее техническое училище.
В 1907 году под его руководством (в 28 лет) был создан пассажирский
паровоз серии К. Сочетание простой паровой машины, работающей на перегретом паре и мощного котла привело к отличному результату. Для увеличения площади колосниковой решётки котел паровоза был поднят над рамой. Высота его оси над рельсами составила более 3 метров. Такое конструктивное решение открыло перспективу дальнейшего увеличения мощности паровозов. За паровоз К на всемирных выставках в Буэнос-Айресе (1910 г.) и Турине (1911 г). Коломенский завод был награжден Большими премиями.
После ухода с завода Ф.Х. Мейнеке (тот был интернирован как гражданин Германии), с 1914 года К.Н. Сушкин стал начальником конструкторского бюро завода. В годы Первой Мировой войны Коломенский завод работал, в основном, по заказам Военного Ведомства. Паровозный отдел был загружен совершенствованием и производством узкоколейного паровоза типа 86, предназначенного для обслуживания военно-полевых дорог.
В 1917 г. после Великой Октябрьской Революции, в отличие от ряда руководителей, К.Н. Сушкин принял народную власть и остался на заводе. В годы Гражданской войны завод, как и все хозяйство России, завод пришел в упадок. Но благодаря К.Н. Сушкину на предприятии был сохранён научно-технический потенциал.
После Гражданской войны завод достаточно быстро восстановил производство. Стране потребовались мощные пассажирские паровозы. В 1925 году под руководством К.Н. Сушкина и инженера П.И. Тахтаулова на базе паровоза Св был создан пассажирский
паровоз 1-3-1 серии Су (Сормовский усиленный). Благодаря внесенным в его конструкцию существенным усовершенствованиям этот локомотив по большинству параметрам превзошел своих предшественников и на долгое время стал основным пассажирским паровозом СССР. В период с 1925 по 1951 г. разными заводами было выпущено более 2680 паровозов Су. Волею судьбы в имени этой машины оказалось запечатлена память о её создателе.
К.Н. Сушкин стоит 4-ый слева в первом ряду
В годы первой пятилетки, по решению правительства на Коломенском заводе было создано головное конструкторское подразделение Локомотивпроект. Позднее, в 1931 г. оно был преобразовано в Центральное Локомотивопроектное Бюро - ЦЛПБ. К этому времени К.Н. Сушкин стал главным конструктором Коломенского завода. Он-же был назначен помощником управляющего Локомотивпроекта по технической части.
Первой ласточкой ЦЛПБ, стал товарный паровоз серии ФД (заводской тип 1П, «Феликс Дзержинский»), спроектированный за 100 и построенный за 70 дней. На тот момент это был самый мощный паровоз в Европе - его касательная мощность составила 3000 л.с.
В 1932 г. коллективом ЦЛПБ с максимальным использованием наработок паровоза ФД был создан пассажирский локомотив 1-4-2, которому присвоили обозначение 2П (2-й тип паровоза), а впоследствии серию "ИС" - "Иосиф Сталин". В 1937 году паровозов серии ИС (ИС20-241) был представлен на Всемирной выставке в Париже, где получил премию Гран-при.
В 1932 году под руководством К.Н. Сушкина впервые в мире при помощи электросварки на Коломенском заводе был создан цельносварной котел для
паровоза типа 159, позволившую снизить его массу на 575 кг. Котёл был установлен на паровозе 159-474. Впоследствии с практически такой же конструкцией котла паровозы типа 159 строились по чертежам Коломенского завода Подольским, Невским и Новочеркасским заводами. Построенные этими заводами паровозы имели цельносварные тендеры.
До самой смерти в декабре 1937 года К.Н. Сушкин продолжал плодотворно работать над совершенствованием паровозов серии Су. В результате мощность паровоза была повышена еще на 10%.
К.Н. Сушкин - постоянный член, созданного по его инициативе, технического совета Коломенского завода. Под его руководством начинали работать многие создатели локомотивов, в их числе - выдающийся конструктор советских паровозов
Л.С. Лебедянский.
Информации о членстве Н.К. Сушкина в ВКПб нет, но похоже отсутствие партийного билета не повлияло на его карьеру. Обошли стороной его и "Красный террор" Гражданской и "массовые репрессии" 1930-х годов (в т.ч. дело Промпартии).
Константин Николаевич не был удостоен государственных наград. Однако премии, которыми он был награжден говорят сами за себя.
18.07.1931 г. - Премия Локомотивпроекта в размере 2000 рублей за 40-летнюю безупречную деятельность в области паровозостроения.
05.01.1932 г. - Почетная грамота Центрального локомотивного конструкторского бюро Коломенского завода за подлинно социалистическое отношение к труду, высокие показатели производительности труда.
18.07.1936 г. - Благодарность руководства завода за 45-летнюю безупречную деятельность на предприятии и большой вклад в паровозостроение (за разработку паровоза высокого давления).
Сын Константина Николаевича Сушкина - Всеволод более шестидесяти лет отработал на заводе. В отделе главного конструктора предприятия сорок лет, начиная с 1932 года, отработала дочь Екатерина. Она занималась проектированием технологической оснастки для серийного производства, как локомотивов, в их числе тепловоза ТЭП60, так и дизельных двигателей.
Потомки Н.К. Сушкина трудятся на Коломенском Заводе по сей день. Дочь Всеволода и Екатерины Сушкиных - Татьяна Юсова - начальник механической лаборатории Центральной заводской лаборатории. Сын Татьяны Всеволодовны - Олег. Его трудовой путь на Коломенском заводе начался шесть лет назад на механическом участке дизелеэкспериментального цеха.
Совокупный стаж работы тридцати представителей пяти поколений этой династии составляет 945 лет. Большинство их них - инженерные работники, которые своим трудом и талантом способствовали становлению и развитию завода. В апреле 2017 г. Губернатор Московской области вручил Благодарность трудовой династии ОАО «Коломенский завод» Сушкиных-Юсовых, занявшей первое место в конкурсе «Лучшая трудовая династия Московской области» в номинации «Промышленность».
Четверо Сушкиных - сын основателя династии Владимир Сушкин и внуки основателя династии - дети его сына Михаила Сушкина: Лев, Борис, Роман, начавшие свой трудовой путь на заводе в конце 1930-х годов, с оружием в руках защищали Родину.
Племянник Н.К. Сушкина, капитан-лейтенант Лев Михайлович Сушкин (1912-1943) - знаменитый снайпер торпедных атак, командир подводной лодки «С-55», награждён двумя орденами Красной Звезды. В составе группы подводных лодок в 1942 г. «С-55» перешла с Тихоокеанского на Северный флот через Панамский канал. Адмирал А. Головко, командовавший в те дни Северным флотом: «Командир «С-55» Сушкин прославился как мастер дуплета: одним торпедным залпом топил два вражеских транспорта». К концу 1943 года на счету «С-55» было пять потопленных и один поврежденный корабль врага. 29 декабря 1943 года «С-55» не вернулась с боевого задания.