Дела медицинские

Apr 08, 2017 23:12

Оригинал взят у fish12a в Дела медицинские

Не успела пройти волна публикаций ужасной новости о том, что российское население резко обеднело - за 2016-й прибавилось 300 000 граждан, живущих меньше, чем за прожиточный минимум,  как пошла новая - граждане, ратуйте, путинский режим лишает россиян медицинской помощи - массово закрывает медицинские учреждения, и скоро их будет столько же, сколько было в царской России!

День читаю одну и ту же статью в перепечатках разных изданий, второй...
Сегодня решила все-таки сходить на Росстат и посмотреть:   что же там на самом деле за ужас-то такой?

Ну вот она, картина по годам - как все было


http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/#

Что мы тут видим?
На самом деле - удивительную картину реформ российского здравоохранения. По большей части неудачных. Эк их кидало-то в разные стороны!


Все закончилось в 1990-м. До этого года все было ясно и понятно. Работала "наука"  - и по ней все и организовывали. Сколько нужно ЛПУ на 10 000 населения, сколько там должно быть врачей, медсестер, санитарок. Где и сколько должно быть участковых больничек, а где должны быть фельдшерско-акушерские пункты. В райцентрах - центральные районные больницы, в городах - поликлиники, городские больницы. Кроме того, скорая помощь - все, все расписано по числу граждан, сколько и чего. Это, можно сказать, первичка, то, что на земле. А кроме того, были и стационары с высокотехнологичной помощью - областные больницы, узкопрофильные типа кардиоцентров, медсанчасти. Все ровно и логично. Есть первичная медицинская помощь, а есть и уровень повыше.
И в то время все цвело и развивалось. Потому что все было "на благо человека, все во имя человека" До 1990 года.

А потом некоторое время все продолжалось по-накатанному. Ельцин дал "суверенитету сколько хотите", и под это дело федеральный центр быстренько избавился от съедающих скудные бюджеты медицинских учреждений. Количество ЛПУ осталось прежним, а вот качество...Недофинансирование коснулось всего - и материального обеспечения, и состояния зданий, и зарплат медперсонала.

Да что говорить, я ушла из медицины в 1994-м, и очень хорошо помню, как это было у нас в Самаре.

Стационары закрывались не из-за того,  что не нужны, а потому что денег не хватало, здания ветшали и разрушались, в больницу приезжали со своими бинтами и ватой, и родственники, оставив больного в стационаре, кидались по аптекам разыскивать препараты, со списочком, накорябанным врачом, причем, врачи получали за это по голове, и очень серьезно, и не от пациентов, как сейчас, а от начальства. Ибо требовалось сообщать, что "у нас все есть". Но больницы числились как работающие. И их количество снизилось несильно. Боялись официально закрывать.

Понятно было, что так долго продолжаться не может. И начались реформы. Которые не прекращаются до сих пор. И конца и края этому не видно.

В 2006-м году начался нацпроект "Здоровье". Для чего он был нужен? Выше писала, что всю эту разваливающуюся радость еще в 90-е годы отдали нищим муниципалитетам, а "финансирование здравоохранения и образования по остаточному принципу"  возвели в ранг государственной заботы власти о здоровье населения.

Чтобы хоть как-то исправить положение, нужны были федеральные вливания. Вот и появился нацпроект.

В его рамках отремонтировали как могли в основном все ЛПУ, построили высокотехнологичные центры - сердечно-сосудистые, травматологические, нейрохирургические. чуть позже - перинатальные. Нашпиговали их аппаратурой. Повысили зарплаты медперсоналу. И медицина начала немного дышать. Но медики - существа пуганые, до сих пор опасаются какой-нибудь гадости от властей. Пока что все обходится.

Любые реформы - это "оптимизация". То есть, поиск оптимальной модели. В ее рамках и пытаются провести всяческие изменения.

Давайте вернемся к таблице.

Что мы там видим?
В 2015 году, по сравнению с 2000-м, действительно количество ЛПУ уменьшилось в 2 раза: Было 10,7 тысяч, стало 5,4.
Сократилось количество коек на 10 000 населения, но не так, как количество ЛПУ
Меньше стало поликлиник, но их мощность выросла. Вот это уже удивительный показатель

Если помните, реформа здравоохранение была на это и направлена - максимально сократить стационарную помощь, и усилить поликлиническое звено.
Приблизительно так и происходит.

Есть ли возможность в участковой деревенской больничке на 6 коек поставить компьютерный томограф? Или хотя бы организовать приличный рентген-кабинет и лабораторию? Вряд ли. Все рано придется ехать в райцентр. А зачем возить пациента туда-обратно, если его можно госпитализировать в ЦРБ и там провести вполне приличное обследование и лечение при необходимости?

А ведь подобная больничка на 6 коек, с одним врачом и двумя медсестрами, считалась отдельным лечебно-профилактическим учреждением! Думаю, что основная статистика закрытых ЛПУ пришлась на них и такие же крохотные роддома.

Вместо них открывают офисы семейных врачей. Там, где беспокоятся. Или ничего не открывают дабы не тратиться. Всякое бывает.

Кроме того, какие-то деревни нынче опустели. Какие-то разрастаются. Поэтому, это тоже надо как-то учитывать.

Закрывают ли стационары в городах? Да, закрывают. Но это не так системно, как может показаться.

В основном происходит реорганизация. Особенно это заметно в Москве, но и у нас тоже докатывается. Вот, скажем, в том  районе, где я живу, в советское время была взрослая поликлиника, детская поликлиника, женская консультация и МСЧ - стационар.
То есть, 4 ЛПУ.

Сейчас произошла реорганизация и "оптимизация". И теперь ЛПУ одно. А в него входит стационар, 2 поликлиники и женская консультация. То есть, уже 1 учреждение.

Видите, как все происходит? Было 4, стало 1. Уменьшение в 4 раза! Путинвиноват.

Хорошо это или плохо - не знаю, думаю, что скорее, хорошо. Потому что улучшается управляемость, контакт между ЛПУ и т.д.

Снижение количества коек - общемировой тренд.  Можете прочитать про Израиль* - сколько там коек на 10 000 населения. Эдак можно сделать вывод, что там полностью разрушили систему здравоохранения!

Так что, не в количестве дело.

А в том, как работает первичка - поликлиники, ФАПы, офисы семейных врачей, скорые. Тут работать и работать.

В Москве подошли  к проблеме кардинально - практически разрушили участковую службу. Нет, участковый врач формально существует. Только толку-то? Если в советское время участковый врач был тем самым семейным врачом, то есть, если он работал на участке долго, то он знал несколько поколений своих пациентов, знал, что от них ждать, знал семейный анамнез - от чего померла баушка, и чем могут заболеть детишки, то теперь это все спустили в утиль. Ибо у гражданина должен быть выбор.

Обратная сторона этого выбора - спасение заболевшего самим заболевшим. Наверное, это тоже хорошо. Но не дай бог.
Раньше ведь как? Пришел пациент сдать кровь или сделать рентген или ЭКГ. Результат, если там что-то чрезвычайное, несут куда? Правильно, участковому врачу. Тот срочно снаряжает медсестру (которых нынче в Москве тоже отменили) или берется за телефон, ибо все номера телефонов записаны, даже рабочие иной раз, и поднимает панику.  Например, у меня был случай - пациентка пришла сдавать общий анализ крови, а у нее сыворотка крови желто-зеленого цвета. Мне тут же позвонили из лаборатории,  пациентку тут же госпитализировали с желтухой (не А).

А сейчас? Кому это интересно? Ты прошел обследование, ты и беспокойся. Хотя, в случаях инфарктов и прочих острых состояний, все-таки шум поднимается. Но там все сложно, ибо пациента обычно никто не знает - он пришел и ушел, нужно как-то через дежурного врача все это дело организовать, короче говоря, все сложно. И это экстренные случаи.

А если все не так серьезно? Кто за этим проследит? Кому это нынче надо? Раньше это требовали с участковых врачей. Сейчас - сам заболел, сам и заботься.

Раньше участковый терапевт отвечал за твое здоровье - если  ты язвенник, то тебя два раза в год вызовут и заставят обследоваться. Если ты перенес пневмонию, будь добр полгода понаблюдайся.  А ты сопротивляешься и клянешь этих врачей. А теперь - сам, сам, никто о тебе не позаботится. Теперь это твое дело. Как на западе.

И это, наверное правильно.
Кстати, в СССР система дублировалась - была участковая служба, а были еще и медико-санитарные части, где наблюдались работники крупных предприятий. Вот там был действительно социализм. Богатые предприятия содержали свои МСЧ в красоте и хорошо их оборудовали. И там наблюдали за здоровьем своих рабочих. И лечили их.  И санатории-профилактории для них строили.

Сейчас это тоже отменили. Зато есть ДМС.
А для обычных граждан - система ОМС.

Не знаю, возможно, все это правильно. Но участковую службу жаль. Надеюсь, что опыт Москвы не будут распространять на все города и веси страны. Хотя бы потому, что ломать - не строить. И денег на эту "стройку", в отличие от Москвы, у провинциальных муниципалитетов  нет. И слава богу. Посмотрим, чем все это в Москве закончится.

Ну да ладно. Вернемся к табличке. Так вот. Количество ЛПУ так резко снизилось не потому, что больницы массово закрывают. Так могут писать только те, кто абсолютно далек от системы здравоохранения. Количество ЛПУ снизилось в результате оптимизации и слияний. Приблизительно также, как во времена коллективизации - ну не мог крестьянин позволить себе купить трактор и комбайн. Значит, надо было объединяться. А как иначе?

Вот и с медициной то же самое. Аппаратура нынче очень дорогая, ее обслуживание тоже. Расходники, зарплаты персонала, помещения... Все это невозможно организовать в шаговой доступности. Вот и объединяют/разъединяют, оптимизирую, сливают, разливают Экспериментируют, короче говоря.

И до "устаканивания" еще очень далеко. Но и кричать о том, что "медицинуразвалили" - грех.

*В Израиле - 21 койка на 10 000 населения. Среднее время пребывания на больничной койке - 4,2 дня.  В России - 83,4 по данным Росстата. Среднее время пребывания на койке не нашла.

И о частных клиниках. В таблицу, судя по всему, включены только гос. учреждения.
Потому что по статистике BusinesStat в России всего 27 тысяч мед. учреждений различной формы собственности.
И частный сектор составляет 71,1% от всех клиник.

Кстати, 300 000 "новых нищих" появилось за счет Крыма. Пресса, пишущая о новой волне нищеты, плохо читает первоисточники, в данном случае, Росстат. Он честно предупредил, что данные за 2015-й год - без учета Крыма и Севастополя, а за 2016-й уже с учетом. Но это журналистов не волнует. Также, как и реальное положение дел в медицине. Зачем им это, если можно из таблицы выдернуть одну цифру, и поднять по этому поводу вселенский шум?

здоровье, Россия, медицина

Previous post Next post
Up