Приключения японских космических аппаратов.

Feb 06, 2015 04:59

Оригинал взят у gloriaputina в Приключения японских космических аппаратов.
Полет на Марс
Первым японским аппаратам запущенным к другой планете стал КА Nozomi . Он был запущен 4 июля 1998 года ракетой-носителем M-5 со стартового комплекса космического центра Кагосима. 20 декабря 1998 года доразгон у Земли прошёл нештатно и станция вышла на нерасчётную орбиту вокруг Солнца. Ценой больших затрат топлива после ряда коррекций её все же удалось направить на новую траекторию, обеспечивающую прибытие к Марсу на 4 года позже начального срока.


Однако 21 апреля 2002 года во время мощной солнечной вспышки вышла из строя система распределения электропитания и связь с аппаратом стала затруднённой. Несмотря на все возникающие трудности, специалистам удалось провести 2 дополнительных гравитационных маневра с Землёй (21 декабря 2002 и 19 июня 2003) и направить станцию по кратчайшей траектории к Марсу. На подходе к марсианской орбите без надёжного электроподогрева гидразин в баках ДУ постепенно замёрз, тормозной импульс выдать не удалось и 9 декабря 2003 года Нодзоми прошла на высоте 1000 км над поверхностью красной планеты и улетела в никуда.

Миссия провалилась

Полет на Итокаву
КА «Хаябуса»(сокол-сапсан) был запущен 9 мая 2003 года японской ракетой-носителем М-5. Планировалось, что в июне 2007 года он вернётся к Земле и сбросит капсулу с добытыми образцами грунта. Это была бы первая доставка грунта с иного крупного небесного тела после лунных экспедиций. Во время перелёта сильная солнечная вспышка нарушила работу солнечных батарей, что снизило до минимума маневренность аппарата. Из-за этого космический корабль достиг астероида лишь в сентябре вместо расчётной даты в середине 2005 года. Также нарекания вызывала и работа ионных двигателей. 12 сентября 2005 года аппарат приблизился к астероиду на расчётные 20 км и начал проводить детальные исследования. В связи с выходом из строя двух гироскопов из трёх выполнение намеченной программы оказалось под угрозой. 5 октября отказал второй маховик, и задача ориентации осложнилась настолько, что пришлось задействовать двигатели. 2 ноября «Хаябуса» вновь приблизился к астероиду и сбросил «наноровер Минерва» - крошечный автономный робот массой в полкило для исследования поверхности. Своей задачи «Минерва» не выполнила: при сбросе управляющая группа неверно оценила взаимное движение зонда и астероида. Связь с «наноровером» была потеряна сразу после сброса. Аппарат унесло в открытый космос. 4 ноября «Хаябуса» начал пробное снижение над первой из двух намеченных точек посадки. Но на семисотметровой высоте посыпались неприятности: сначала «сбилась» настройка на яркие точки поверхности астероида, что мешало точно определять высоту, потом из-за резких «рывков» двигателем сначала перегрузился бортовой компьютер, а потом всплыла навигационная ошибка. 9 ноября попытку повторили уже над второй точкой, но здесь в ходе снижения было обнаружено множество крупных скал, которые могли помешать посадке. 20 ноября зонд маневрировал на низкой высоте, выбирая место для посадки, и сбрасывал на Итокаву алюминиевую табличку с именами 877490 землян из 149 стран. Из-за сложностей с переключением режимов и передачей слежения между станциями космической связи, аппарат «стукнули» о поверхность астероида, датчики касания не сработали, и забор грунта не состоялся. Наконец, 26 ноября всё будто бы получилось. Однако при отрыве зонда от поверхности произошёл сбой в двигательной системе, предположительно вызванный утечкой топлива. «Хаябуса» поднялся над астероидом, теряя управление. «Ушла» ориентация на Землю, в результате чего зонд лишился большей части систем связи.
Две недели японские специалисты пытались «привести в чувство» аппарат. Наконец, им удалось снять с него телеметрию. Итоги оказались неприятными: имелись все основания считать, что устройство забора грунта не сработало до конца, и образцов в возвращаемой капсуле нет. Подтвердить или опровергнуть эту информацию невозможно: часть телеметрии оказалась утрачена при аварийном выключении питания. В январе-феврале 2006 года японские инженеры скрупулёзно караулили возможность «пропихнуть» в хаотично вращающийся зонд требуемые команды и новое программное обеспечение. К марту в общих чертах решили проблемы связи и стабилизации побитого невесёлой жизнью аппарата. Но время для запуска уже было упущено: пришлось «усыпить» зонд и ждать ещё год. 25 апреля 2007 года «Хаябуса» лёг на обратный курс к Земле. Как выяснилось, на нём работали три из четырёх маршевых ионных двигателей, притом что после всех аварий команда управления рассчитывала в лучшем случае на два. В ноябре 2009 года один из них вышел из строя. 22 мая 2010 года завершилась последняя корректировка курса. И, наконец, 13 июня над Индийским океаном пролился огненный дождь: «Хаябуса» сгорел в атмосфере, прицельно отправив на австралийский полигон Вумера двадцатикилограммовую капсулу. Остаётся неясным, есть ли в ней хоть пылинка с Итокавы. В конце концов 1500 пылинок, общим весом 0,01 грамма в капсуле нашли. Впрочем подозрения, что это возможно грязь с из Австралиии остались. Естественно рапорты японских ученых говорили о внеземном происхождении этих пылинок

Миссия выполнена на 10%, и то с сомнениями

Полет на Венеру
(КА) Akatsuki («Рассвет»). Этот КА (другие обозначения Planet-C и Venus Climate Orbiter) был запущен 20 мая 2010 года в межпланетный полет к Венере с помощью ракеты-носителя Н-2А с космодрома Танегасима. Однако он не вышел на расчетную орбиту вокруг планеты. Так, выход КА Akatsuki на нерасчетную траекторию в декабре 2010 года объясняется тем, что вместо отведенных на маневр торможения 12 минут двигатель бортовой системы маневрирования OME проработал 10 минут, после чего по непонятным причинам произошло переключение в автоматический режим работы, в результате КА Akatsuki «выскочил» за пределы Венеры и пошел на второй круг вокруг Солнца по своей эллиптической орбите. Специалисты полагают, что основной двигатель КА, вероятно вышел из строя, и в обычных условиях аппарат не смог бы долететь до Венеры со второй попытки, но на нем есть еще несколько небольших двигателей малой тяги. Эти двигатели планируется использовать для выведения КА на орбиту вокруг Венеры в декабре 2015 года. Изначально они были предназначены для контроля высоты на орбите. Проблема с двигателем не является единственной. После того, как аппарат "промахнулся" мимо Венеры два года тому назад, при попытке подлета к планете, Венера будет находиться ближе к Солнцу, чем в декабре 2010 года, а в результате этого на КА Akatsuki будут воздействовать значительно большие потоки радиации и теплового излучения, чем предполагалось.

Миссия практически провалена.

Полет на астероид 1999 JU3.
3 декабря 2014 года КА «Хаябуса-2» запущен с космодрома Танэгасима.  По идеологии, конструкции и принципу забора грунта «Хаябуса-2» стал почти точной копией первого аппарата («Хаябуса»). Наверно его ждут такие же приключения.

космос, Япония

Previous post Next post
Up