В Тюмень въехали поздно вечером четвертого мая. На въезде в город нас встречают тюменские коллеги из Молодежного парламента. Сразу на ТРЕХ «Победах». Забавно: те, кто еще месяц назад и представить не могли, что окажутся за рулем «Победы», уже беседуют как настоящие победоводы. Падаем спать, как убитые, - дает знать о себе долгая бессонная ночь по пути в Тобольск.
Четвертого мая каждый из команды мог сказать - да, мы умеем делать события! Представьте, что в будний майский день вы шагаете по центральной улице города или не спеша рулите в офис. И вдруг - почти кадр из фильма: по улице движется колонна длиной метров в двести.
Впереди - несколько машин военной техники из прошлого (все - из музея боевой техники УК «Дина»), следом - пять «Побед» (наряженных, как на свадьбу - шутка кого-то из участников автопробега»). В Тюмени к нашим ГАЗам присоединились местные «коллеги» - три автомобиля из клуба «Ретро-Тюмень». Одна из машин - 1949 года выпуска! За ее рулем - Артем Машков, купил машину почти четыре года назад в Талице Екатеринбургской области. Чуть позже наши техники продиагностируют автомобиль, вердикт - ехать можно. Всем бы так себя чувствовать и так выглядеть в 63 года! Другой управляет Олег Панов, его автомобиль сошел с конвейера в 1954 году. На площади у областной Думы к ГАЗам присоединяются другие ретромобили из «Ретро-Тюмень». За рулем боевой техники - водители в форме военных лет. На площади появляются ветераны из «Боевого братства».
Несмотря на будни, желающих увидеть «Победу» - предостаточно! Я даже провела небольшую экскурсию для воспитанников социального приюта «Мария» - их специально привезли на площадь, чтобы увидеть знаменитые автомобили. Торжественная церемония открытия. Много говорят о преемственности поколений, хотя Григорий Григорьев, председатель городского Совета ветеранов, подчеркнул, что такие проекты - «нормальная и здоровая связь поколений».
Обязательная часть каждого визита в город - возложение цветов к Вечному огню. Едем к мемориалу вместе с одним из ветеранов - Василием Кузьмичом Сусловым. Оказывается, что в 60-е годы именно он руководил строительством этого памятника. Рассказывает, что, работая как заказчик от горисполкома, «получил массу укоров» - нужно было выдержать сроки и успеть аккурат в 9-му мая. А ресурсов не было - то грузчики запьют, то железнодорожники с доставкой плит подкачают. Успел. Говорит, что после этого с него сняли все выговоры и даже дали сто рублей премии.
Для Василия Кузьмича памятник тоже непростой. Сам воевал, формировал Дон, закончил войну лейтенантом в Монголии. Но с войны не вернулись его отец-Кузьма Суслов и брат матери - Леонид Соколов. Сейчас их имена тоже значатся на обелиске, а ведь по иронии судьбы именно их упустили составители списков павших в боях за Родину. Снова и снова поражаемся настроению ветеранов - таких активистов еще нужно поискать. «Хочешь, милиционерам настроение испорчу, - говорит Василий Кузьмич Косте Репину, - скажу, что курить здесь нельзя. Скажу - господин полицейский, здесь курить запрещено. Придумали - господа полицейские… Это как меня называть господин старик…».
Начало дня было настолько эмоциональным, что Егор Сергеевич просто-напросто забыл заправить автомобиль. В итоге - автомобиль заглох по пути на место стоянки. Случайное совпадение - в нескольких шагах, буквально метрах в двести, оказалась заправка.
По графику у нас должно было быть свободное время - на сон, отдых. Но не тут-то было. Звонок на мобильный. Хусаин Арангулов, один из братьев-близнецов из Тобольска, с которыми мы познакомились накануне в Тобольске, приглашает нас в гости на свою пограничную заставу - Вахш в поселке Казарово, в нескольких километрах от Тюмени. Отказать - невозможно (в памяти еще свежи впечатления от эмоциональной встречи в Сазоново). Встречают нас на плацу с почестями. Начальник заставы Нурутдин Ибрагимов. Муфтий. Братья Арангуловы. Человек 50 жителей поселка.
Здесь свято чтят память. У плаца - обелиск погибшим пограничникам, погибшим в войне. В центре плакат в честь Андрея Кижеватова, начальнику 9-й пограничной заставы 17-го Брестского пограничного отряда войск Народного Комиссариата внутренних дел СССР, которая приняла бой в июне 1941 года.
Нам невероятно везет на интересных людей. Оказывается, ветераны «Боевого братства», ветераны труда, пограничники Хасан и Хусаин Арангуловы - личности чрезвычайно известные. Несколько фактов о них. Отлично поют и сами пишут музыку. Выступают с концертами по всему Уралу и Зауралью. Снимались в фильме «Война» Балабанова - в киноленте звучит их песня, музыку к которой они записали сами, - «Где ж моя желанная?». «Мы периодически снимаемся в эпизодах в кино, - рассказывает Хусаин, - но все чаще нам предлагают сыграть роли бандитов, хулиганов, хочется все же быть положительным героем». Братья - художники-косторезы, члены Союза художников России. Их работы из кости были проданы в 70 стран мира, подарены, к примеру, Владимиру Путину и Валентине Матвиенко. Братья - обладатели звания общественного признания «Хранитель России», которое было присвоено им несколько лет назад, по их словам, за патриотизм, работу с ветеранами, школьниками. Удивительные и искренние люди.
Мы не застали во время встречи, но нам рассказали, что в поселке живет женщина-снайпер Алия Губайдуллина. Снайпер снайперов. Ходила за «языками». Уничтожила семь фашистов, потом была ранена, попала под минометный обстрел. Хотели заехать к ней, но не стали тревожить.
Уже почти повернули из поселка на Тюмень, но по просьбе братьев останавливаем колонну. Они вспомнили, что забыли спеть нам песню - ту, что звучит в балабановской «Войне». В итоге - импровизированный концерт прямо в автодоме! Братья представляют нам свою спутницу - Нину Староненко. Как она сама говорит о себе - почетная казачка, почетная мусульманка, поэтесса, на ее стихи, к примеру, поет песни София Ротару. Нина читает нам чудесные стихотворения - о восьмом мая 1945 года и гимн женщинам.
В Тюмени был проведен детальный техосмотр всех автомобилей, направляющихся в Екатеринбург. Наши техники осмотрели все автомобили, в том числе и новичков, подтвердили, что ГАЗы находятся в хорошем состоянии и готовы к долгому пути. Не совсем в порядке машины, идущие с самого начала. К примеру, на ГАЗ М-20 (за рулем - Костя Репин) сменили выжимной подшипник, отрегулировали педаль сцепления, поменяли переключатель ближнего света. Полетевшее сцепление - результат поездок по городу, где приходится останавливаться на светофорах. Для сцепления с 50-летним стажем работы - это настоящий стресс!
Вечером и до утра - свободное время. Движение борьбы со сном набирает обороты! Сначала заехали к известному дизайнеру Максиму Некрасову. Потом по по приглашению тюменских молодых парламентариев поиграли в боулинг, побывали в караоке. И да, чуть не забыла. Исполнилось заветное желание еще одного участника автопробега. Коля Волков, который всю дорогу управляет автодомом, очень хотел попасть на концерт Ассаи. И ему это удалось - совершенно случайно пятого мая Ассаи был в Тюмени)
Почти в шесть вечера шестого мая стартуем в Курган. Колонна «подросла»: четыре «Победы», автодом, автотрал, УАЗ техподдержки. Осталось несколько дней в пути - Курган, Челябинск и наконец-то Екатеринбург!
Фото: Ольга Комарова, еженедельник "Самотлор-Экспресс"