Если искусство требует жертв, то я добровольно себя в нее принесла. В смысле, в жертву. Потому что среди людей, отстоявших сегодня под проливным снегодождем бесконечно змеящийся кольцами гадючий хвост к музею Пушкина, была и я. Капюшон и зонт спустя два с половиной часа уже не спасали, под ногами расползалась тающая снежная жижа, народ безмолвствовал и пытался согреться (чем бог послал), но это тоже как-то не спасало. Последние 15 минут ожидания вымотали меня так, что я готова была снести ограждение, лишь бы попасть в партию счастливчиков, чья очередь уже подошла.
И мне повезло :) Когда я перестала трястись от холода и пришла в себя, началось волшебство...
Над главной лестницей с потолка свисали огромные куклы в масках, между колоннами светились огромные яйца и скошенные пирамиды. Впрочем, это был еще не Дали - это Мессерер постарался. Много книжной графики, особенно к "Дон Кихоту" и роману "Жизнь Бенвенуто Челлини", и фотографий, которые делал сам Дали и его друзья.
В Белом зале я зависла перед картиной "Странности" и поймала себя на мысли, что надо бы скачать и пересмотреть "Андалузского пса".
Он ведь САМ ее писал! Это же ЕГО руки касались холста, его кисть скользила по поверхности, его черные глазищи хищно вглядывались в каждую деталь, а лихо закрученные усищи взлетали в самодовольной усмешечке!
Магия "настоящести" плюс сюрреализм сюжета. Крышеснос полный. Отвал башки и вынос мозга. Ни один модный постер не сравнится с подлинным, настоящим Дали. А удивительные герои его графических иллюстраций как будто сотканы из тончайших, вращающихся и танцующих линий-нитей: пока Творец дергает за ниточки, они оживают...
Стоит только начать тиражировать их массово, как они исчезают, перерезаются, запутываются и умирают.
Понимаете теперь, что значит "потерять нить"? :)
Подумалось мне вдруг, что Дали вывел некую формулу "параноидально-критического сюрреализма". Вроде бы все просто: компонуешь между собой несопоставимые и неуловимые элементы бытия, и получаешь каждый раз новый сюжет. Упорядоченный Хаос. Вариантов компоновки частей человеческого тела с абсолютно произвольными предметами, вольно зафиксированными в пространстве (вне времени), - множество. Но именно Дали сделал это Множество великим.
Сколько сочетаний несочетаемого праздно болтается и зависает в любом подсознании?
Из каких ингредиентов замесить Хаос, чтобы получился вкусный Сюрный Пирог? О начинке я вообще молчу :)
Уж его-то подсознание так лихо сплетало между собой все, что снится (или хихикает...), шевелится (или не шевелится), летает (или ползает), размышляет или бездействует, что с лихвой хватило бы на самые фантастические сны, отсмотренные тысячу и одной ночью как минимум сотней пьяных испанцев. Включая самые рискованные и остропереживаемые эротические сюжеты, ага.
Кстати - об эротике.
Гала, его Мадонна, она же Елена Дьяконова, судя по портретам, красавицей не была: выраженная лицевая ассиметрия, чуть косящие небольшие глазки. (Линия спины и попы очень хороша - это да...) Впрочем, классическая холодная красота вообще малоинтересна: она жадно поглощает свет, но упорно никого не желает греть. Гала была безусловно из тех неотразимых femme fatale, что сводят с ума безумных гениев и восторженных поэтов, потому что способны излучать поистине космический свет (на выбранные объекты). Лиля Брик, Йоко Оно, Жорж Санд - это так, на вскидку - разве они были классическими красавицами? А вот и нет, а вот и ни разу.
Они были классическими соблазнительницами. Уверена, что Анриэтта, та самая, которую так любил Казанова, была "той самой femme fatale, "альтернативной красавицей", полной тайны и соблазна.
ГалаТея. ГалАперидол. Галактика. Голая Гала.
А вот еще что пришло мне в голову: то, что начиналось с подачи Дали как успешный и хорошо продаваемый сюрреализм, постепенно вытеснилось (с его же подачи...) блэкджеком и шлюхами рекламным артом, попсовым масс-маркетом и дешевыми спецэффектами.
Волшебники, представьте, не вечны. Даже директор Хогвартса помер в шестой книге. Впрочем, прикол состоит в том, что Волшебника нет, а сюр остался, как улыбка Чеширского кота. Дали - типичный льюискэрроловский Чеширец.
И не страшно, что эти парни не были знакомы. Зазеркалья хватит на всех. Главное - знать, где его найти. Какая разница, где оно?
А если никакой разницы нет, то не все ли равно, куда идти? :)