Швабра, кочерга и кипящее масло: спектакль "Королева красоты" на малой сцене Сатирикона

Nov 06, 2010 01:13

Автор: М. Макдонах
Режиссер: Константин Райкин
Морин Фолан: Ангелина Варганова
Мэг Фолан: Денис Суханов
Пато Дули: Яков Ломкин, Александр Гунькин
Рэй Дули: Антон Егоров, Георгий Лежава


Тяжелый, страшный, предельно эмоциональный спектакль - «Королева красоты» по пьесе Мартина Макдонаха. Идет на малой сцене Сатирикона 2 часа без перерыва. Что такое «малая сцена» этого театра, если кто не знает, я сейчас поясню: два ряда узеньких сидений по периметру сцены, а сцены как таковой в общем-то и нет, она - посередине зальчика, и актеров видишь поэтому крупным планом, на расстоянии метра от себя. Сфальшивить тут невозможно. Мимика, взгляды, эмоции, речь - все хлещет через край, иногда даже хочется отгородиться, отвернуться, уткнуть глаза в пол, потому что все происходящее на твоих глазах слишком жизненно, узнаваемо и страшно.
Действие происходит в конце прошлого века в маленьком ирландском городке Линейн. В нем живет восьмидесятилетняя Мэг Фолан со своей дочерью Морин. Были еще две дочки, но быстро выскочили замуж, уехали, и лишь изредка напоминают о себе открыточками на Рождество…
Время застыло в глухой провинции, оно как будто впало в маразм вместе с выжившей из ума страшной старухой Мэг Фолан (не поверите - ее блестяще играет молодой и невероятно талантливый актер Денис Суханов) и ее стареющей, несчастной и тоже «слегка не в себе» дочерью Морин. Что делать Морин (Ангелина Варганова), ради чего жить и чему радоваться, если вся ее жизнь сводится к уходу за беспомощной, но не растерявшей бабской стервозности старухой-матерью, которая в своем беспримерном эгоизме не желает, чтобы у дочери была хоть какая-то личная жизнь! Ну как же - ведь тогда дочка бросит ее, старую и никому не нужную, в доме для престарелых…Она готова лгать, изворачиваться, жечь письма и делать вид, что ничего не понимает - только лишь ради того, чтобы любой ценой удержать дочь при себе. В качестве прислуги, няньки, медсестры.
Суханов играет Мэг настолько натуралистично, что становится не по себе… Я не люблю и боюсь стариков, мне порой кажется, что старость заразна. Мэг ходит по сцене, шаркая ногами, согнувшись, с подбородка капает слюна, немытые космы закрывают лоб. Он (то есть она!) отвратительно чавкает и икает, сидя за столом. Она выливает в раковину содержимое ночного горшка…
И она капризничает и тиранит дочь так, как только мать способна тиранить и ненавидеть.
Кто же победит - Морин со шваброй в руках или старуха с кочергой? Старуха готова на все, чтобы только выцарапать из рук юного пофигиста Рэя Дули (Антон Егоров) письмо, которое его брат Пато (Александр Гунькин) написал Морин. Старуха негодует и устраивает омерзительную истерику при виде любовника дочери, приветливого и обаятельного Пата Дули - да как она посмела, в ее доме?!! Да что она себе позволяет, эта шлюха, это помешанная дура, эта сволочь, которая плеснула матери на руку кипящим маслом из-за какой-то мелочи: подумаешь, записочку ей не передали!
Ну…сожгла, да.
И письмо Пата сожгла, когда тот звал Морин уехать с ним в Штаты.
Морин-Варганова мечется по сцене, как по замкнутому кругу, из которого нет выхода, кроме одного: смерть матери. Она ждет ее, предвкушает, жаждет, как избавления от всех бед. В ее глазах боль загнанного зверя, застывшее одиночество старой девы и кромешная безысходность.
Она строит планы, как вырваться, наконец, из нищеты и унизительной убогости ее нынешней жизни, за которую с упорством идиотки цепляется ее мать.
Почему, ну почему самые страшные страдания причиняют другу другу самые близкие люди? Почему они лишают детей права на счастье, манипулируют ими в угоду себе, сознавая, что жизнь проходит мимо? Они затягивают в свою старость, как в омут, смакуя каждую новую морщинку на лице еще не старых детей. Если мне плохо, пусть всем кругом будет плохо. Мне все кругом должны: он, она, они, ты. Я право имею, потому что я старая и больная, а ты... ты - тварь…
Она кричит Пату Дули: Морин - ненормальная! Она в психушке лежала! Вот бумага, посмотри!
Но Пато верит только своим глазам, он любит Морин, он хочет быть с ней, он зовет ее уехать с ним навсегда, оставив мать в доме для престарелых…
Или все это - только больные фантазии и мечты несчастной женщины, которые разбиваются вдребезги, как только брат Пата Рэй сообщает ей, что ее любимый женится на другой? Может, она и вправду все выдумала? Может, и не убивала она Мэг, в конце-то концов, вышвырнув ее из кресла-качалки вниз головой?
Может…
Не знаю.
Слишком яркая и убедительная игра. Я долго в себя не могла придти. Потом вспомнила, что мне напоминает весь этот сценический дурдом: ну конечно же, «Пианистку» Эльфриды Елинек, с Изабель Юппер и Бенуа Мажимелем в главных ролях.
Там женщина пускает в ход бритву, которой готова кромсать себя и других. Здесь по комнате летают стулья, а с раскаленной сковородки льется на трясущиеся и скрюченные артритом руки кипящее масло.
А еще Мэг похожа на все мои детские кошмары, на бабу-ягу и на страшную ведьму из «Вия».
Удивлена: друзья, с которыми я смотрела спектакль, пошли на него второй раз. Я бы не смогла, нет. Хотите, порекомендую его в качестве мАстерской, отточенной, гротескно натуралистичной актерской игры?
Ну вот, рекомендую: идите и смотрите.
Хотите прятать глаза, ощущать стоящий в горле ком и пытаться успокоить сигаретами вдрызг исцарапанные за два часа нервы? Хотите посмотреть в глаза отвратительной, неряшливой старости, вопреки всему цепляющейся за жизнь и затягивающей удавку на шее всех тех, кто еще даже и не жил толком? Хотите погрузиться в атмосферу затхлого убожества, психопатии, безумия, депрессии и безнадеги? Полное погружение гарантирую. Райкинская режиссура убедительна донельзя. Профессионализм Суханова и Варгановой зашкаливает.
Fáilte roimh - это по-ирландски «welcome».
Но я предупредила.

театр, рецензия

Previous post Next post
Up