Донна Роза, я старый солдат

Jul 10, 2022 21:04

Сколько раз в своей жизни вы смотрели "Белое солнце пустыни?"
Я не считала, но, думаю, раз двести. Или триста.
Сегодня почему-то впервые задумалась о том, кем на самом деле была "незабвенная Екатерина Матвеевна".
Да и была ли она вообще? В фильме она существует только в воображении красноармейца Фёдора Сухова" как некий недостижимый идеал "русской женщины в красной косынке", с коромыслом в руках", круглолицей и... молчаливой, как каменная статуя в фильме "Формула любви".
На протяжении фильма Сухов не вспоминает ни одного её слова, обращенного к нему, ни жеста, ни объятий, ни детей на её руках. Он ведь сказал Петрухе, что ушёл из дома совсем юным, "и что мотала его судьба от Владивостока до Туркестана..."
Разве "Екатерина Матвеевна" написала "любимому" хоть одно письмо? Разве хранил он в кармане гимнастёрки хоть одну её фотографию, как хранила в альбоме все семейные снимки жена Верещагина?
Вот она как раз - вполне реальная, не выдуманная, далёкая от каких-либо "идеалов", очень земная и чувственная женщина: она обнимает и обвиняет, кричит и шепчет, захлёбывается слезами, валяется в ногах, строит планы, проклинает и кормит с ложечки, она просто любит своего мужчину всей душой, бесхитростно, отчаянно и мощно; и, глядя на нее, представляется мне, что "товарищ Сухов" выдумал свою "незабвенную и единственную" просто от кромешного одиночества, бесприютной военной жизни и... обычной мужской зависти, что уж там.
Потому что даже бандита Абдуллу нескрываемо любили его разновозрастные тётки.
А у Сухова никого не было.
"Ваше благородие, госпожа разлука... мы с тобой родня давно, вот какая штука" - не было у красноармейца Сухова ни дома, ни жены, ни детей. А ведь он не молод, ему в фильме, думаю, около сорока.
Он даже с жёнами Абдуллы говорит о семейной жизни исключительно агитками, фразами, надёрганными из большевистских газет: "Товарищи женщины! Революция освободила вас (и т.д.)
Потому что он других слов не знает, и понятие "семьи" в его сознании отсутствует, как идея.
Сухой землей, выжженной пустыней стала его жизнь. Именем революции...во имя её и на благо...
В конце фильма он уходит вдаль, продолжая на ходу сочинять письмо из ниоткуда в никуда, оставив позади пески пустыни, которые однажды иссушат его сердце и поглотят всё. Впереди - оставшаяся бесприютная жизнь, вытекающая сухим песком между пальцев...
Не везёт мне в смерти, повезёт...?
Это вряд ли

киноварь

Previous post
Up