Все, кроме Ремарка: "Три товарища" в "Современнике"

Feb 01, 2018 13:15

Вчера убедилась в том, что ставить Ремарка на сцене невозможно по определению.
Купила билет в "Современник", пошли с сестрой, сестре понравилось, а я еле высидела до конца. Спектакль ну оооочень длинный, действие состоит из рваных кусочков романа - мрачноватая ностальгическая сепия, оттенки черного, всполохи красного и синего, слепящие фары старинного авто; музыка, мода и стиль 30-х годов прошлого века, короткое затишье между двумя кровавыми войнами (дальше будет уже "Триумфальная арка", даже если поставят - не пойду смотреть)
Пересказывать сюжет не собираюсь, да и ни к чему это... Скажу только, что в этой постановке Галины Волчек я не увидела ни настоящей мужской дружбы, кроме бесконечного рома, коньяка и страстной любви трех мужчин к одной...машине, ни настоящей "химии" между героем и безнадежно больной героиней.
Актеры двигаются по сцене и работают с текстом, кто лучше, кто хуже; ром - это хорошо и наше все; белые рубашки, элегантные брюки на подтяжках и стильные костюмы того времени, когда даже подростки умели непринужденно и шикарно выглядеть в костюме-тройке и не знали, что такое "джинсы"; актриса (Светлана Иванова) в умопомрачительном платье, лунный ветер и серебряные ливни по бледным плечам, светлое пальто с широким воротником, белоснежное платье в матросском стиле, алые пятна крови на белом платке; красное и белое, прозрачное и серебристое. Романтичная девушка, вся такая нежная и воздушная - актриса старается "играть", но это слишком заметно, чтобы стать воплощением Пат Хольман на сцене, она не Пат, она Света, которая играет Пат. Вообще наши актеры выглядят совершенно беспомощно, когда нужно сыграть романтическую любовь или даже дружбу последних романтиков: это сейчас ни в ком не заложено; чтобы ЭТО сыграть, надо понимать смысл слова "романтика", прочувствовать его хоть раз в жизни и запомнить ощущение навсегда; это магия живого общения между мужчиной и женщиной, когда внезапно начинает "искрить", без непрерывных лайков в фейсбуке, онлайн-знакомств и последующего стремительного секса, это глаза в глаза, открытие и постижение, понимание, влечение, уважение, поклонение, обожание; я понимаю, как смешно и старомодно это сейчас звучит, сейчас так никто давно уже НЕ, но речь идет об актерах, и они обязаны ЭТО сыграть, это их работа, они же профессионалы!
И они не справляются. Действие превращено в конспект, картинки мелькают, как в клипе, и если не знать сюжета, то разобраться трудновато. На сцене дружба - это совместные пьянки и вылизывание машины в автосервисе, любовь - пробежки по сцене с цветами в руках и неумелая попытка пройтись колесом.
Понравилось воплощение эпохи, мрачная бедность, милейшие проститутки и попрошайки-нищие, дети, студенты и военные, брутальные мужики в длинных кожаных плащах наци-стайл, факельное шествие (увы, оно выглядит красиво отработанной запятой, хорошо подогнанной затычкой между эпизодами), и прекрасная музыка, запоминающаяся и нежная.
Концовка ужасна и выглядит так, как будто режиссеру уже совсем надоело действие, а закругляться уже пора, иначе зрителей потом придется будить резким звуком автомобильного клаксона: сцена светлеет, окрашиваясь в голубые тона, три товарища и Пат на олдтаймере ручной сборки под аплодисменты зрителей возносятся в небеса, над ними плывут облака, играет музыка, занавес.
Все, кроме любви. Все, кроме дружбы.
Все, кроме Ремарка

театр, рецензия, размышлизмы

Previous post Next post
Up