"Солнечный удар", 2014, Россия. режиссер - Н. Михалков

Nov 09, 2014 04:50

Посмотрела "Солнечный удар" Михалкова.
В кино ходить не люблю, но, к счастью, в сети уже есть версия оного фильма в приличном качестве и без назойливой рекламы. Фильм снят в абсолютно узнаваемом михалковском стиле, где благополучно присутствует вся харатерная и многократно примелькавшаяся в его фильмах атрибутика: "за веру, царя и отечество", монархизм, русская национальная идея, русский бог - (как без него?) и героическая Россия, которую мы давным-давно потеряли.


Фильм «Солнечный удар» экранизирует одноименный рассказ Ивана Бунина и дневники писателя «Окаянные дни». Трагическая история русских офицеров армии Врангеля, не сумевших вовремя убежать из Крыма, история их унизительного "добровольного" отречения и капитуляции - это одновременно и история жуткого "красного террора" в Крыму, когда большевики зверски убивали, расстреливали и топили заживо всех, кто казался им потенциальным классовым врагом и неблагонадежным элементом, даже если речь шла о женщинах, детях и стариках. Фильм как будто перерезан надвое воспоминаниями главного героя, молодого офицера (Мартинс Калита), который вспоминает самую сильную любовь своей жизни. Все, что произошло в день их встречи, стало ключевым событием его жизни, которую не смогли размыть или стереть из памяти ни войны, ни революции.
Как тут не вспомнить: "И долго в плену обнимающих ручек барахтался неотразимый поручик!" (с)
Вот с этого момента Михалков начинает беззастенчиво плагиатить и воровать чужие идеи под видом явных или слегка завуалированных "аллюзий": знакомство на корабле напоминает кэмероновский "Титаник", энергичная работа механизмов паровых двигателей, символизирующих бурный секс, была еще в "Крейцеровой сонате", а пересчитывающая ступеньки детская коляска- аж в "Броненосце Потемкине".
Дама, очаровавшая главного героя (Виктория Соловьева), кажется ожившей картиной Крамского "Незнакомка"и одновременно помолодевшей Гузеевой из "Жестокого романса".
В фильме вообще много красиво выстроенных кадров, всяческих пейзажных "красивостей". Но иногда они переходят в приевшийся набор слащавых русофильских штампов: если небо - то синее, если икра - то черная, если шампанское в бокале - то искристое, если купола - то золотые...
Характерно, что оба героя - офицер и его очаровательная подруга - так и остаются безымянными. История не сохранила их имена, их лица расплылись мутным пятном на старинной сепии фотоснимка, зато сохранила подробные биографии палачей, убийц и карателей: М. Фрунзе, Бела Кун, Землячка (Розалия Залкинд). Вместе с Белой Куном и Георгием Пятаковым Землячка считается ответственной за проведение в Крыму массовых расстрелов жителей полуострова и казней пленных офицеров Русской армии П. Н. Врангеля. В фильме ее играет Мириам Сехон, и на экране как будто оживает злобная фурия большевизма - яростная, непримиримая, холодная, кровожадная и безумная... По ее приказу на юге России были расстреляны тысячи людей. Фильм в данном случае выступает историческим обвинением этой чудовищной твари: приказ затопить баржу с бывшими офицерами армии Врангеля отдала именно она.
Михалков, кажется, не скрывает своего антисемитизма. В данном случае этот факт воспринимается не иначе как провокация и сознательное разжигание антиеврейских настроений. Ну как же лишний раз не пнуть кровавое чучело большевика-еврея, Иуды, продажной твари, утопившей в крови русский народ? Соблазн слишком велик, особенно для Никиты Сергеича, и он не удерживается...
Хотя, к сожалению, это тоже исторический факт: большинство красных комиссаров были евреями...
Между началом любовной истории и страшными событиями в Крыму в 1920-м году проходит 13 лет. Симпатичный и добрый мальчик, церковный служка, случайный знакомый поручика, который все эти годы бережно хранил забытые им часы, стал тем самым Георгием Пятаковым, который привел в исполнение приказ Землячки... Какая страшная трансформация произошла в голове у мальчишки, который интересовался теорией Дарвина? Он понял, что нет никакого Бога? Или воспринял идею естественного отбора как большевистское руководство к действию? А ведь он узнал своего давнего знакомого...
А еще мне в какой-то момент вдруг почудилось сходство красавицы-комиссарши с той самой Незнакомкой, которую так и не смог забыть поручик. Тот же точеный профиль, нежные губы, миндалевидные глаза... Но я ошиблась, конечно - такой пошлой безвкусицы в духе страстей немого кино даже склонный к лубочному китчу Михалков не допустил бы. К тому же он бы никогда не позволил герою - русскому офицеру - потерять голову от еврейской женщины, пусть даже такой "роковой комиссарши", как Розалия Залкинд.
Ощущение от фильма тяжелое и неприятное. При том, что фильм получился сильный, я ни разу не поклонник михалковской эстетики, монархистских идей и лубочных иллюстраций его "великорусской идеи". Бунина в фильме как-то не ощущается, зато тень барина-бесогона витает буквально в каждом кадре, актеры говорят с его интонациями, а фотография "самого" украшает провинциальное фотоателье, в котором главгер снялся со своим будущим убийцей.
Судите сами. Посмотреть можно, но не более одного раза...

кино, киноварь, кинорецензии, история

Previous post Next post
Up