Feb 10, 2014 01:12
Мне в последнее время как-то не везло на театральные постановки: ожидая слишком много, уходила "голодная и злая", с ощущением абсолютной неправильности, неадекватности происходящего на сцене. Складывалось впечатление, что русский театр умирает как идея, вместе с системой Станиславского и несбыточной, оставшейся в прошлом профессиональной актерской игрой. На театральной сцене для актера нет возможности "переиграть" или "переснять дубль", это ведь не кино, здесь все происходит только "здесь и сейчас", и по реакции зрителя актеры уже понимают, какое впечатление оставляет их игра.
Я сегодня была в театре "Сфера", с маленькой круглой сценой прямо посреди камерного зрительного зала, где расстояние между залом и артистами минимально, и актеры играют буквально глаза в глаза со зрителем. Мне повезло: я читала Мельникова-Печерского, и прекрасно помню сюжет "В лесах и на горах", интереснейшего романа о русском старообрядческом купечестве. Про киноверсию знаю, но не смотрела: наши так называемые "сериалы" уже достали, и смотреть их стало просто невозможно из-за никудышной актерской игры, кое-как залакированной "спецэффектами". А тут...все было настолько реально,близко и живо, что подступали слезы и застревали комом в горле, потому что именно такими ты и представляешь себе заволжского купца Чапурина, его жену Аксинью, его дочерей, его сестру-игуменью мать Манефу, Алексея, Фленушку, Петра, Марью Гавриловну... Речь персонажей, интонации, каждый жест и взгляд - все абсолютно подлинное, не наигранное, но глубочайше прочувствованное, пропущенное через себя и донесенное до зрителя в практически первозданном виде, хотя мне до последнего не верилось, что Мельникова-Печерского можно в принципе сыграть на сцене. Четырехчасовой спектакль, поставленый режиссером Е. Еланской, смотрится на одном дыхании, с неослабевающим напряжением и сопереживанием каждому персонажу, а минимальные, но невероятно выразительные декорации (деревянные ставни, иконы, тяжелые дубовые двери) плюс чудесные музыкальные и танцевальные номера создают полное ощущение погружения в русскую старину. На сцене кипят поистине шекспировские страсти, и зритель верит всему, что видят его глаза, потому что яркая и эмоциональная игра актеров была просто безупречной, и уже невозможно будет представить другого Патапа Чепурина (А.Алексеев), другого Алексея (Д. Новиков) или Фленушку (И.Сидорова).
Времена меняются и уходят, сменяют друг друга века и эпохи, но остается нечто вечное, что всегда будет притягивать людей: любовь и предательство, честь и долг, свобода и смирение, вера и традиции, месть и смерть. А тут еще и национальная идея, настоящие "русские характеры", со всей мощью и трагизмом воссозданные на сцене.
Лучшего воплощения прозы Мельникова-Печерского, переложенного на яркий и вдохновенный язык театра, наверное, просто не существует. Спектакль абсолютно прекрасен. Наверное, нужно будет теперь почаще ходить в "Сферу", раз уж там такой сильный актерский состав.
На самом деле, я до сих пор под впечатлением, не могу придти в себя. Это просто шок.
А может, все дело в том, что я давно не видела хороших спектаклей? Не знаю...
классиков надо читать!,
театр,
русская проза