"150 причин не защищать Родину". Театр.док

Jan 06, 2014 00:42

Пьеса и постановка: Елена Гремина
----------------------------------


Коротко о замысле: спектакль повествует об осаде и штурме Константинополя 29 мая 1453 года. О падении главного города тогдашнего мира.
Все узнаваемо, потому что основные категории любого государства (власть, политика, войны и военачальники, первые лица и их "вертикаль", герои и предатели) - в основных чертах не меняются. "Заграница нам поможет!" - надеется император Константин Палеолог, наивно рассчитывая на помощь католической Европы, но у Запада находится 100 своих причин не оказывать помощь гибнущей Византии. Можно найти компромисс (с своей совестью, с врагом, чтобы выжить и спасти детей), можно пожертвовать религией, но...
В тот страшный день в Константинополе воины молодого султана Мехмета вырежут всех христиан до единого. Погибнет и сам Константин от рук безвестного турка, который даже не понял, кого убил. Для императора этот штурм стал единственной причиной выйти на смерть, чтобы защитить то, что другие уже предали, продали или бездарно проиграли.
В пьесе использованы подлинные записки турецкого янычара, свидетеля тех давних событий, и подлинные стихи султана Мехмета и суфийского поэта Юнуса Эмре.
Иногда султаны, представьте, пишут стихи, а будущие диктаторы рисуют картины.
"Хочу стать дервишем!" - говорил юный Мехмет. Но ему не позволили. И этот человек стал проклятием Константинополя, безжалостно вырезавшим тысячи христиан.
"Хочу стать художником!..." - мечтал почти 500 лет спустя другой страшный диктатор. Но его амбиций и таланта никто не признал, и он зверски уничтожил пол-Европы.
Но вернемся к спектаклю.
Всю эту жуткую историю осады и штурма Византии рассказывают со сцены пятеро девушек.
Для того, чтобы настроить зрителя на восприятие "древней темы", в начало спектакля включен "звукоряд" из падающих камушков, фасолин и стеклянных бусинок, перетираемых между ладонями. Девушки на сцене подбрасывают, трясут и перетирают эти камушки минут пятнадцать в полнейшей тишине, и зритель начинает потихоньку засыпать или недоумевать: "а когда же начнется спектакль?"
Перед спектаклем в фойе зрителям раздавали листочки с описанием исторических событий, о которых шла речь в спектакле. Все, разумеется, прочитали оные листочки от корки до корки. Кое-кто на всякий случай даже полез в Википедию (как потом оказалось, актрисы со сцены зачитывали целые куски из Вики, в неизмененном виде.) Сразу после затянутой до последнего предела звуковой вставки девушки стали просить мужчин, сидевших в первых рядах, ПРОЧИТАТЬ ВСЛУХ то, что написано в листочках!
(я внезапно подумала: а что, если бы нашелся шутник (или дебил...), который громко завопил бы в ответ: "А че сразу я-то? А почему я? Да все уже прочли!"
Последующие "звуковые колебания" были более интересны: например, металлические треугольники, ударяющиеся друг о друга, должны были символизировать звуки сабельной битвы, погребальный звон колоколов и последние капли христианской крови, падающие на погибшую византийскую землю.
Почему звуковые композиции назывались "музыкой", непонятно. Звуки - это звуки. А музыки как таковой в спектакле нет. Поэтому все, что вы прочитаете о "музыке", написанной композитором Дмитрием Власиком, к "музыке" на самом деле отношения не имеет.
Все, что звучало сегодня со сцены, показалось мне сверх_эмоциональным зачитыванием кусков из Википедии. Девушки по очереди озвучивали Мехмета, Константина, их сторонников и сподвижников (т.е. вполне реальных мужских персонажей), и делали это крайне неубедительно. Мужчины-актеры отлично играют женские роли, этим сейчас никого не удивишь. Но если актрисы-женщины играют полководцев и императоров древнего мира, то от них ждешь не просто игры, а ИГРЫ с большой буквы.
Вот тут-то меня как зрителя постигло страшное разочарование (вместе с ощущением напрасно потраченного времени). Потому что играли девушки из рук вон плохо. Не было сыграно ни одного Персонажа, ни одного Героя: все выглядело абсолютно одинаково: интонации, позы, жесты... Мехмет ничем не отличался от Константина, все было трогательно, мило и очень по-девичьи, даже слезки на глазах, а менялись только цвета накидок (красные - для турок и Мехмета, оранжевые - для византийцев, голубые - для европейцев). Я не видела, чтобы кто-то из актрис олицетворял Власть, Самопожертвование или Волю. И в ключевой фразе Константина, от которой зрителя в финале должен был продрать мороз по коже - "Нет ли кого из христиан, чтобы снять с меня голову?" в исполнении молодой актрисы (я не помню фамилий, извините) прозвучала только визгливая бабская истерика, и не более.
В общем, из довольно интересного сценария и неплохой режиссерской идеи в итоге получился донельзя затянутый и ужасающе скучный спектакль с претензией на "элитарность". Что-то много их стало в последнее время, увы. "Элитарностью" сейчас очень часто прикрывают плохую игру, провисающие паузы и режиссерские косяки, но ведь зрителя не обманешь, даже если критики воздерживаются от негативных оценок, ограничиваясь политкорректным пересказом сюжета.
Не думаю, чтобы актерам, играющим на подмостках практически впритык к зрителю, было приятно видеть ряды сладко спящих людей (или внимательно изучающих потолок в ожидании начала действия).
А ведь Театр.док был мне очень интересен - после спектакля "Берлуспутин".
Но может, еще не все потеряно?...

театр, рецензия

Previous post Next post
Up