Режиссер: Джулия Локтев
В ролях: Хани Фюрстенберг, Гаэль Гарсия Берналь, Бидзина Гуджабидзе
США, Германия, 2011
Увидела трейлер, прониклась, побежала в «Художественный».
Через два часа вышла с ощущением, что
меня обманули, ничего толком не рассказали и не показали, а так - намекнули. Слегка. С пожеланием идти лесом, а по возможности включить мозги, подумать и разобраться самой.
«Самая одинокая планета» - фильм американского режиссера русского происхождения, Джулии Локтев. Сейчас ведь экотуризм, как я понимаю, в Штатах тоже в большом фаворе, а поcему два центральных персонажа, Ника и Алекс, путешествуют по западной части Грузии, в горах Гурии, вдали от цивилизации. Их сопровождает проводник Дато, мрачноватый тип, сносно болтающий по-английски. Парочка вскоре планирует пожениться, он и она оба - очаровательны, молоды, непосредственны и очень близки, это видно и не вызывает сомнений. Дато ведет себя подчеркнуто снисходительно по отношению к этим «голубкам»: он все же намного старше, опытнее, у него за плечами войны, потери, трагедии, а у них - все впереди и жизнь прекрасна.
Диалогов немного, действия - еще меньше: трое идут по горам. Идут и идут, куда - не понятно. Конечная цель маршрута не определена. Условия минимальные - мыться в ручье, спать в палатках, есть что придется и как придется, отдыхать мало, терпеть и не жаловаться, ибо сами выбрали экстрим. Никаких тебе впечатляющих грузинских застолий и тостов, Хванчкары и Киндзмараули (о, давно забытые названия…!). Разве что домашнее вино и чачу Дато пьет из маленького рога.
Местность глухая и пустынная, особых красот я тоже не заметила. Горы, холмы, мелкие речки. ЗАмков не было, только давно заброшенные, грязные и обветшалые дома. Снято порой небрежно, с засветами, безо всяких там операторских изысков с игрой теней и света. Кульминацией фильма стала встреча главных героев с тремя местными крестьянами, у которых, как известно, нрав крутой и горячий: сначала стреляют, потом здороваются. Если будет с чем…
Короче, дуло уперлось Алексу в лоб, девушка спряталась за него, проводник о чем-то горячо спорил с этими тремя (вот самое главное было именно здесь: О ЧЕМ ОНИ ГОВОРИЛИ?) Перевода не было. Объяснений тоже не последовало. С того момента все как-то разладилось и стало стремительно разваливаться в отношениях всей троицы. Вроде бы все хорошо, и горы впереди, и вместе весело шагать по просторам, и чача льется рекой…но увы. Общий язык дается все труднее, контакт между Алексом и Никой постепенно теряется, отношения становятся натянутыми, слова - неуместными и ненужными, как спряжение испанских глаголов. Больше, видимо, и говорить-то не о чем… Девушке, впрочем, удается разговорить проводника, отправив любимого спать, но Дато зачем-то напоил Нику, стал вешать ей лапшу на уши о своей нелегкой жизни, потом полез целоваться. Дальше вдрызг пьяная Ника не смогла даже заняться любовью со своим парнем («ой, меня тошнит», - икает она и выползает из палатки «метать гирлянды»). Кончается…ну конечно, ничем: наутро они собирают палатки, сворачивают спальники и снова куда-то идут.
Понятно, почему кино «не для всех». Этот фильм - для профессиональных психологов, вот что я вам скажу. Они в течение двух часов наверняка извлекут из простейших диалогов, невербалики, жестов, взглядов и поведения каждого в отдельности и всех вместе много чего такого, до чего мне сроду не додуматься. Там сюжет, значит, как бы и не особо нужен. Просто на некоем условном «пустом» фоне происходит постепенный процесс познания, глубокого исследования внутреннего мира близкого человека и чужого, незнакомого человека (далекого, с другим менталитетом, с абсолютно чужим и порой чуждым опытом познания жизни). Это как процесс притяжения-отталкивания элементарных частиц и взаимопроникновения миров. Может, он станет вечным спутником, а может, сойдет с орбиты и сгинет навсегда. Да и нужны ли были эти миры друг другу, или это случайная игра Мироздания? Никто не знает, никто не ответит.
Мой друг недавно сказал мне одну вещь, которую я точно запомню на всю жизнь. «Человек приходит в этот мир один и уходит один». Так что мы все здесь, по большому счету, - одинокие планеты.
Эксперимент на выживание, опыт проверки чувств. Неужели где-то есть мегаполисы, Нью-Йорк, Тбилиси, Москва, аэропорты, гостиницы, комфорт?... Думаю, Нике и Алексу уже все это казалось сном.
… Мне ведь не было скучно, я просто ждала развязки, как обычный зритель обычного кино.
А вот и зря. Кино-то «необычное». Не для всех, значит. Зато гор хватит на всех. Я, правда, не отношусь к любителям экстрима, да и вам не советую. Впрочем, решайте сами, смотреть или не смотреть, вникать или не вникать, ехать на край света, чтобы понять другого человека, или проще обойти его стороной.
(Но вот если кто-то может перевести Тот Самый Диалог, то будет очень интересно.)