Когда наступит время оправданий,
Что я скажу тебе?
Что я не видел смысла делать плохо,
И я не видел шансов сделать лучше.
Видимо, что-то прошло мимо,
И я не знаю, как мне сказать об этом.
Недаром в доме все зеркала из глины,
Чтобы с утра не разглядеть
В глазах
Снов о чем-то большем...
Б.Гребенщиков Есть такая интереснейшая штука, как лабиринт отражений. Недаром гадалки всех времен использовали его для предсказаний судьбы: он бесконечен, а стало быть, многовариантен. В какое странное Зазеркалье приведет коридор, и в каких неведомых глубинах теряется отразившийся в нем объект - никто не знает. А если представить себе бесконечный коридор сна во сне? Человек засыпает, и ему снится, что он спит, и во сне ему снится, что он живет в другой реальности, в которой засыпает, и ему снится, что он полностью погружен в события иного пласта реальности, где тоже засыпает, и ему снится сон.
А при чем тут реальность вообще? Да не при чем.
В фантастическом блокбастере Кристофера Нолана ( («Inception», 2010, в русском прокате - «Начало») приметой «реальности» становится некий «тотемный символ», своего рода маячок или компас, по которому вконец заблудившийся в своих мирах сновидец должен определить, что он «проснулся». У главного героя, Доминика Кобба, которого замечательно сыграл Ди Каприо, это - маленькая игрушка, детский волчок. Когда он крутится, герой спит. Когда он остановится…
Но остановится ли он?
Ах да:
сюжет, простите. Сейчас в двух словах расскажу, если кто-то вдруг еще не видел фильма. Хотя лично для меня это кино было интересно с точки зрения управления сновидениями и попаданием в бесконечный коридор. Внутри самих снов было много обычной для боевиков пальбы, погони, переворачивающихся машин и рушащихся зданий ( а надо сказать, что поскольку я смотрела этот фильм где-то между «поздно ночью» и «рано утром», то пару раз засыпала, из чего сделала утешительный для себя вывод, что момент зрительского сна был тоже частью сценария :). Есть профессиональная команда, которая занимается промышленным шпионажем. В данном случае перед такой командой во главе с Домиником Коббом (Ди Каприо) стоит задача не «отнять» что-либо, а разрушить деловую империю умирающего олигарха руками его сына, Мориса Фишера. Для этого в сознание Фишера, пока он спит, нужно внедрить соответствующие детали операции. У команды есть отработанная методика вторжения в чужое подсознание во время сна и внедрение нужных мыслеобразов, т.е. зомбирование на результат. Кобб играет Извлекателя идей из чужого подсознания. У него есть Архитектор (Ариадна - Эллен Пейдж), который проектирует лабиринты чужих снов, из которых жертве не выбраться. Кобб ранее тоже занимался построением лабиринтов, но запутался в них сам и запутал жену, Мол (М.Котийяр) и двоих детей, которые неизменно кочуют из одного сна в другой. Эта Мол - уже давно не реальный человек, а Тень, проекция, запутавшаяся в самых дальних лабиринтах Сна - в лимбе. Однажды она покончила с собой - исключительно ради того, чтобы «проснуться». С тех пор она оживает во всех снах Кобба, который построил для нее дом в лимбе, где прожил с ней пятьдесят лет, и непреходящее чувство вины за смерть любимой женщины, матери его детей (хотя я не могу быть уверена в их реальности…) мучает и не отпускает Кобба, мешая его честолюбивым планам. Трудно сказать, умер в конце Кобб или остался во сне (волчок не остановился, как мне показалось, а значит, сон продолжался?..) Несомненно лишь то, что он застрял где-то на грани сна и реальности, втянув туда же кучу народа. Пересказывать эти сюжетные сновидения можно долго, и есть возможность запутаться в них, как в лабиринте: ведь если команда Кобба спроектировала три уровня сна, то четвертым уровнем вполне может оказаться зритель, которому снится, что он смотрит кино, в котором герою СНИТСЯ…и т.д. Зритель так или иначе может вовлечься в архитектуру лабиринтов, и его утащит в
треугольник Пенроуза или в какое-нибудь иное
зазеркалье, или Изнанку бытия.
Понимаете, в чем дело… Когда я смотрела это кино, меня увлекала только сама идея, великолепная задумка с лабиринтами сна и Зазеркальем. Но внутри, помимо отражений, проекций, лимба, опрокинутых миров и коварных замыслов были налицо все признаки стандартного голливудского боевика. Т.е режиссер решил угодить всем и сразу. Я не большой поклонник боевиков, а фильм шел два с половиной часа, и иногда мне было откровенно скучно, и я отключалась... Зато, засыпая перед экраном, я чувствовала себя одной из случайных проекций Кобба, и это явно было по сценарию :)
А еще для меня абсолютно ясно, что волчок не упадёт в конце.
Знаете, я уверена в том, что Кобб придумал свою жизнь от начала до конца, поместив или встроив ее в сон во сне/во сне/во сне/во сне, потому что реальность как таковая была ему вообще не интересна. Может быть, и не было у него никакой Мол, и детей никаких не было, он все себе выдумал - и красивую историю вечной любви, и запутанный лабиринт, и погони за призраками. Если начать «всплывать на поверхность», отслаивая последовательно один пласт за другим, то еще неизвестно, каким Спящий найдет самого себя. Точно ли это будет тот самый человек, каким он привык себя представлять, или совсем другая личность?...
А что же было в самом Начале? Какова была реальность вне лабиринта, ДО всего того, что придумал себе наш Зазеркальный Алис?
А не было у него никого и ничего, по-моему. Совсем, понимаете? Он, думаю, был совершенно одинок, и однажды придумал себе Спутников, с которыми вступил в Игру и ушел в «лабиринт сна». Фильм построен на теории, что все люди, которых мы видим во сне - это наше альтер эго, а точнее, те наши качества, с которыми мы ассоциируем этих людей. Кобб наделил спутников качествами, которыми были в той или иной мере присущи ему самому. Его Рацио - это Артур, его игровая креативность и любимый герой перевоплощения- это Эймс (homo ludens), чистая Мудрость - Сайто (не зря же Эймса сыграл восточный актёр) и т.д. Ариадна (Архитектор) - это вообще мифологема, богиня с клубком в руке, призванная вывести Кобба из смертельного лабиринта, чистое сознание и игра разума, не обременённого никакими чувствами и обязательствами.
А Мол…
Я до сих пор не уверена в том, что она существовала. Думаю, что Кобба сводило с ума чувство вины за женщину, которая когда-то погибла по его вине, и он решил, что она достойна жить вечно в мире, созданном его воображением. Но ведь и тени иногда выходят из-под контроля Творцов, как персонажи не слушаются Автора, начиная играть по собственным правилам… Когда мы молоды, так легко создавать новые миры! Каждый день нас обуревает куча идей о том, какими мы будем, но редко это идеи застревают в нас навсегда. Весь вопрос в том, сможем ли завтра мы построить прекрасный новый мир?...