1978. США. 107 минут.
Жанр: триллер.
Режиссер: Ричард Аттенборо.
Сценарий: Уильям Голдман (по своему роману),
Оператор: Виктор Дж.Кемпер,
Композитор: Джерри Голдсмит.
В главных ролях: Энтони Хопкинс, Энн-Маргрет.
В ролях: Берджесс Мередит, Эд Лоутер.
Награды:
Академия НФ, фэнтези и фильмов ужасов - лучший актер второго плана (Б.Мередит).
Edgar Allan Poe Awards - лучший фильм..
Спустя очень много лет мне повезло вновь пересмотреть триллер, который когда-то намертво въелся в память и не отпускал, пережить все заново, вспомнить все и...посмотреть другими глазами. А заодно и сравнить.
Это я про "Магию" Р. Аттенборо. Фильм о талантливом чревовещателе и фокуснике Корки, который выступал не один, а с куклой-двойником Фэтсом. "Говорящая кукла" становится сначала его вторым "я", визитной карточкой его таланта, а потом полностью вытесняет и поглощает его личность. Энтони Хопкинс, совсем молодой еще актер, играет в "Магии" психопата, инфантила и абсолютно пассивную, вторичную личность, видимо, привыкшую к тому, чтобы кто-то (все равно, кто именно) непременно подавлял его и доминировал. Ему предлагают выгодный контракт, его выступлений с нетерпением ждут, и всего-то остается - пройти медосмотр. Корки наотрез отказывается, убегает и скрывается от всех. Ничего не сказав своему импрессарио, он вместе с Фэтсом уезжает в провинциальный, но родной городишко и останавливается где-то в лесу, у озера, в доме у своей школьной несостоявшейся пассии, Пенни (ее играет Энн-Маргрет).
Корки не может никого убить, ему и в голову такое не придет, никогда - он мягкий, добрый и отзывчивый человек, живущий только своим искусством. Ему страшно: ему кажется, что весь мир ополчился против него, что в любой момент кто угодно раскусит его, раскроет его страшную зависимость от собственного уникального дара и выставит на посмешище...
Другое дело - Фэтс, гениальная придумка Аттенборо. Эта кукла - "темная сторона" актера и чревовещателя. Фэтс - самоуверенный хам, наглая и циничная тварь, которая считает, что ей все позволено, этакий антиПиноккио, на которого так легко свалить собственные неудачи и промахи, и с которым так легко договориться - ведь у него "деревянное сердце", которое никогда не болит... Это же кукла виновата в убийстве импрессарио, а не Корки, правда? Это же кукла зарезала ножом мужа Пенни, но не сам Корки, ну что вы, никогда.
Кто влюбился в Пенни и соблазнил ее, убедив бросить мужа, Корки или Фэтс, сказать трудно...
Наверное, оба.
Умирают эти "два в одном" одновременно, покончив друг с другом и бросив к ногам Пенни искусно вырезанное из дерева сердечко.
Кто из них чье отражение, кто из них чья совесть - уже и не разберешь. Фэтс воспринимается как злой демон, иная сущность, суккуб, полностью завладевший душой хозяина. Расстаться с этой куклой Корки не может: это означает полную потерю и распад собственной личности. "Сколько времени ты можешь не разговаривать с ним?" - спрашивает догадавшийся обо всем импрессарио. "Хоть пять лет!" - беспечно бросает Корки, и с трудом выдерживает мучительные пять минут, беспрерывно глядя на часы. Было ощущение, что он забыл, как дышать, пока молчал Фэтс. Удивительно, что он способен был заниматься любовью с Пенни без помощи этого злобного буратина...
Удивительное дело, но этого маньяка и убийцу жаль. Зритель вынужден относиться к нему с сопереживанием и симпатией, и почти что поверить в то, что во всем виновата чертова кукла...
Художник и его кукла, как его "альтер это" - разве не та же самая линия была в "Господине Оформителе" Ю.Арабова? Фильм снят примерно в то же самое время. Умрет кукла - и художника ждет безумие и мучительная смерть, как будто из него вынули сердце ("деревянное сердечко", которое вырезал Корки для своей любимой...)
Не бывает у людей отдельно "темной" и "светлой" сторон, и очень часто невозможно отделить добро от зла, зерна от плевел, а злобного буратина - от его добрейшего двойника и создателя.
Весь вопрос тут только в том, "кто - кого", и как скоро произойдет эта последняя схватка. А она - неизбежна, увы.