Личное открытие театрально-музыкального сезона 2015/16

Nov 10, 2015 09:15


Открыла я сезон заупокойной мессой. И вы бы так сделали, если бы достали билеты на "Грандиозные концерты": это когда на сцене людей почти столько же, сколько и в зале. В наш эффективный век - немыслимая расточительность ресурсов. А тут- 3 хора ( то есть один Большой хор и две капеллы), прижатые к органу в 4 ряда, оркестр симфонический, опять же, Большой (трубачи в бельэтаже!), квотированные итальянские солисты 50% и дирижер с говорящей фамилией Ланцелотти!
Не уверена, что мне когда-либо удасться еще раз вживую услышать это произведение, но надеюсь, что организация и исполнение будут лучше, но по порядку:
я впервые была в светлановском (Большом, вы поняла) зале Дома Музыки. Как же мне понравился холл! По-настоящему просторно, продуманно, есть не только эскалаторы, но и тихие уголки под пальмами, где не привлекая лишнего внимания, можно делать уколы! Какая вкусная осетрина (забытый вкус), какой чудесный кофе - эх, услаждение начинается прямо у вешалки, ведь девушка, которая берет наши пальто, трогательно похожа на молоденькую Натали Портман.
Ах да, зал с расхваленной акустикой, похож на бочку, и звук идет как из бочки. Я люблю, когда звук естественно поднимается вверх хрустальным куполом, разворачивается там и осторожно опускается на слушателя. И даже чуточку висит в воздухе. Такой зал сейчас в Москве был  один - Рахманиновский зал Консерватории. Говорят, по нему бегали крысы (точнее - одна ручная крыса, но зрители об этом не знали), и его взялись ремонтировать. Большая потеря, если сделают те же люди, которые делали эту бочку акустику. Простая примета - если над сценой висят микрофоны, добра не жди. Висели, и в воздухе нещадно фонило. Из-за грандиозности концерта меня к концу явственно контузило, и не только музыкальная мощь была тому причиной.
Мне кажется, сцена Филармонии им. Чайковского и Большой зал Консерватории справился бы лучше с этим грандиозным концертом.
***
Артисты: особенностью таких вот "наднациональных сборных" является то, что они ни разу не сыграли полностью программу, зуб не дам, но другой хлесткой фразочки на этот случай просто нет.
В хорах свекровь острым глазом опытного терапевта вычислила тех, кто из-за партитуры рта ни разы не раскрыл - но это-то полбеды. Беда - вступления и темп, вступления и темп. Обнять и плакать. Когда хор рабов из "Набукко" превратился в ВАЛЬС, я огорчилась - это одна из моих любимейших мелодий у Верди. Первое отделение - на закуску - состояло из попурри увертюр и арий (Ария Рудольфо из оперы "Луиза Миллер" - просто деликатес!), и завершилось заздравной чаши Травиаты, разумеется. Вторая была отдана Реквиему, и прежде, чем я перейду к нему, расскажу о солистах.

Расхваленный тенор Джузеппе Филианоти оказался улыбчивым симпатичным молодым мужчиной в прекрасном фраке с бабочкой. Голос слабоватый для дифирамбов, но подача радовала глаз. Итальянское лирическое сопрано Мария Луиджиа Борзи появилась на сцене, казалось, прямо с самолета, но к Реквиему распелась (а волосы так и остались неуложенные). Голос солнечный. сливочный, одурманивал мозг, затекая в самые труднодоступные места. Очень понравилось, я таких сопрано в Москве не знаю. Правда, все-таки не утерплю заметить, что времена, когда оперные дивы были ДИВАМИ, то есть иконами стиля, ушли почти что безвозвратно. Первая скрипка была в мятом офисном дешевом костюмчике, итальянское сопрано тоже не слишком была презентабельна - это очень грустно, дамы и господа. Музыка - это услада не только для ушей! Вот Джузеппе Филианоти об этом знает, и потому так любим своим пиарщиком.
Наши 50% солистов - меццо из Большого и неизвестный баритон. В программке фамилии не указаны, стыдобища и позор. С помощью сайта Большого восполняю: Евгения Сегенюк и по-прежнему неизвестный баритон. В двух словах -  были хороши, но все-таки, ну все-таки стоило раскошелиться и привезти из Милана местное меццо - ну разные они у нас. Из Евгении Сегенюк выглядывала Царская невеста и прочие русские оперы с низкими звучными, трубными меццо сильных мощных женщин (я не сказала "бабскими"!!!).
Итальянские меццо выше, и получается ни себе, ни людям. Баритон выглядел как рязанский валенок, вел себя на сцене как рязанский валенок и пел рычащим лесным дремучим баритоном как рязанский валенок. + 100 для Джузеппе Филианоти, вы понимаете.
Уж не знаю, как посмотрел  бы на такой квартет Верди, но если б дирижер (итальянец!!! свою ж музыку играл!!!) показал исполнение классом выше, может, и не срослось бы, а так - срослось, звучало, гремело и трепыхало мое сердце.
***
"Реквием" - очень личное произведение для Верди. Первые попытки были посвящены памяти Россини, которого он уважал, но окончательно произведение появилось после смерти итальянского писателя Алессандро Мандзони, который для Верди был авторитетом и чуть не другом (кстати, Мандзони с его "Обрученными" - единственный итальянский автор классических исторических романов, которые мы будем разбирать на следующей встрече литературного клуба - прямо хоть читай), и личные, интимные переживания Верди очень чувствуются в музыке. Это вам не просто "заказ со стороны".
Верди прожил практически весь 19 век. И вчера в Светлановском зале МДМ он его торжественно хоронил - Реквием рассказывал о бурях 19 века, от Наполеона до европейских революций, о пасторали жизни и потери ее, о Франце Иосифе и первых самолетах, о шумах индустриализации и диалоге с Небом. Что характерно, не было ангелов (контртеноров). Мир неудержимо менялся, и в Реквиеме чувствуется Вагнер и пред-чувствуется музыка 20 века. Кто знает "реквием по 20му веку" - дайте знать, хочу сравнить!!!
Отличное, грандиозное и БОЛЬШОЕ открытие сезона получилось, я довольна!

P.S. Ответ самой Марии Луиджи Борзи (итальянское сопрано) на мой отзыв, оставленный на ее сайте:

Thank you, Iuliia,
I really appreciated your message. I did not enjoy this concert because there was NO rehearsal time and it was very poorly organised. I am not accustomed to singing under these conditions.
Hopefully the next time I'm in Moscow the situation will be better and proper rehearsal time will be allowed... otherwise I will choose to stay home next time ;-)
Having just one satisfied person like yourself makes me leave Moscow with a smile on my face. Thank you!
All my best,Maria Luigia

были, симфоническая я

Previous post Next post
Up