"Конец прекрасной эпохи", 2015 год. Режиссер Сергей Говорухин

Nov 16, 2015 21:28


Экранизации бывают разные. Можно долго разбирать их типы, но мне это неинтересно. Я их делю на два типа - хорошие и плохие.
Станислав Говорухин экранизировал "Компромиссы" Довлатова методом слона в посудной лавке. В результате от романа остались только рожки, ножки и мослы.
Начнем с рожек.
Они торчат с экрана, как оленьи рога в гостиной барского дома знаменитого режиссера. Говорухин использовал прозу Довлатова, как предлог сделать черно-белое кино, стилизованное то ли под Марлена Хуциева ("Мне двадцать лет"), то ли под французскую "новую волну". На экране - лютые красавцы и блондинки в мини с "баббетами", сказочный город Таллинн, смешные эстонцы и брутальные русские. Герои ведут кухонные разговоры о паскудности режима, но при этом выглядят счастливыми и довольными. У них есть все - интересная работа, друзья, возлюбленные, водка по утрам "на донышке", запрещенные книги, западное радио и даже капитан милиции к ним относится снисходительно... Словом - все очень красиво, стильно и богато - как полированные рога над камином.
Ножки... Ну, этого добра в фильме полно. Причем все модельной формы. Как будто во времена Довлатова у всех женщин были исключительно прекрасные ноги.
А теперь - о мослах. Или, точнее - о скелете.
"Компромиссы" - это один из самых хитрых романов Сергея Довлатова. Внешне это истории о том, как автор работал в газете "Советская Эстония". Но есть там один, корневой рассказ. Скелет, на который все остальные нанизываются, как бусины на леску. Это рассказ о Эрнсте Леопольдовиче Буше. В некоторых сборниках Довлатова он опубликован под названием "Лишний".
Эрнст Леопольдович Буш - диссидент, шизофреник, циник, альфонс, поэт - это и альтер-эго и антагонист автора. Рассказ о нем - самый важный в сборнике "Компромиссы". Выкинуть эту линию из романа - и останется только сборник анекдотов. А Говорухин - выкинул. Чем продемонстрировал, что в творчестве Довлатова он понимает, как главный редактор "Советской Эстонии" - в ядерной физике или каббале. То есть - ничего.
И поэтому "Конец прекрасной эпохи" - это очень красивое, стильное, но абсолютно пустое кино.

рецензии, новости кино, киноразмышлизмы, фильмы

Previous post Next post
Up