Чехов. "Дома".

Jan 15, 2012 23:37

Оригинал взят у becky_sharpe в Чехов. "Дома".

Разговарили в Chewton Glen о Чехове. Любимый мне пенял на чеховский мрачняк и депрессивность. "Ну, говорю, а прелестный рассказ "Дома"? Он же совершенно светлый. Светлейший даже".

"Не помню такого рассказа", - отвечает любимый и, пока я в ванной, находит этот рассказ и читает его.

http://peskarlib.ru/lib.php?id_sst=2258

"Ну что тебе сказать, -- говорит он после, -- мальчик прелестный. Уши вон затыкает и поет, чтобы заглушить нудную гувернантку. Смешно. И папа у него хороший. Старается чего-то даже понимать. Слышит его. Я с умилением читал вначале. Но потом ведь ужас. Рассказ-то страшный. Ты не поняла, что там случилось в конце? Папа же почти прямым текстом говорит мальчику: ты будешь виноват в моей смерти. Если я умру, ты будешь виноват. А у мальчика уже умерла мама. Он может решить, что он и в этом виноват".

Перечитала рассказ и задумалась. Как-то я об этом не думала раньше. А ведь действительно, папа мальчику страшное родительское послание передает. Может, мой любимый и прав. Терапевты-френды, что думаете?

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: То ли Божена слишком быстро моется, то ли ее друг невнимательно читает. Для тех, кто не осилит даже маленький рассказик, пересказываю краткое содержание: Отец приходит домой и гувернантка говорит ему, что его маленький сын Сережа... курит. На увещевания и нравоучения ребенок не реагирует. Сечь его отец не хочет - уж очень любит и вообще - он интеллигентный человек. И тогда он рассказывает сыну сказку:
"- Слушай, - начал он, поднимая глаза к потолку. - В некотором царстве, в некотором государстве жил-был себе старый, престарелый царь с длинной седой бородой и... и с этакими усищами. Ну-с, жил он в стеклянном дворце, который сверкал и сиял на солнце, как большой кусок чистого льда. Дворец же, братец ты мой, стоял в громадном саду, где, знаешь, росли апельсины... бергамоты, черешни... цвели тюльпаны, розы, ландыши, пели разноцветные птицы... Да... На деревьях висели стеклянные колокольчики, которые, когда дул ветер, звучали так нежно, что можно было заслушаться. Стекло дает более мягкий и нежный звук, чем металл... Ну-с, что же еще? В саду били фонтаны... Помнишь, ты видел на даче у тети Сони фонтан? Вот точно такие же фонтаны стояли в царском саду, но только в гораздо больших размерах, и струя воды достигала верхушки самого высокого тополя.
Евгений Петрович подумал и продолжал:
- У старого царя был единственный сын и наследник царства - мальчик, такой же маленький, как ты. Это был хороший мальчик. Он никогда не капризничал, рано ложился спать, ничего не трогал на столе и... и вообще был умница. Один только был у него недостаток - он курил...
Сережа напряженно слушал и, не мигая, глядел отцу в глаза. Прокурор продолжал и думал: «Что же дальше?» Он долго, как говорится, размазывал да жевал и кончил так:
- От курения царевич заболел чахоткой и умер, когда ему было 20 лет. Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи. Некому было управлять государством и защищать дворец. Пришли неприятели, убили старика, разрушили дворец, и уж в саду теперь нет ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков... Так-то, братец...
Такой конец самому Евгению Петровичу казался смешным и наивным, но на Сережу вся сказка произвела сильное впечатление. Опять его глаза подернулись печалью и чем-то похожим на испуг; минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом:
- Не буду я больше курить..."
То есть отец пугает сына не своей, а его смертью. И тем, что отец в старости останется один. Так что рассказ этот - не о гнусном папе-манипуляторе, старающемся навязать ребенку чувство вины, а о волшебной силе искусства.

шедевры френд-ленты

Previous post Next post
Up