Я не являюсь поклонницей фильмов «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной», но я помню, как фанатели от них мои ровесники. Я всегда чуждалась мейнстрима, даже в подростковом возрасте. То, что нравилось ВСЕМ вызывало у меня чувство отторжения. Поэтому мимо меня прошли такие супер-хиты советского кино, как «Москва-Кассиопея», «Отроки во вселенной», «Вам и не снилось…», «Розыгрыш». В то время, когда мои ровесники влюблялись в мальчиков и девочек с экрана, меня привлекали совсем другие герои…
Кино, если честно, тогда мне вообще не нравилось. Мне не нравилось, что реальность на экране ничего общего не имеет с живой жизнью. Что там все не так говорят, не так ходят, что сюжеты там какие-то странные - каких в жизни не бывает. Например, подростков отправляют в космос.
Но сейчас, пересматривая эти картины, я понимаю, что кино-то было «с сюрпризом». Самое интересное в двулогии - не приключения в космосе, роботы, лазеры и космические корабли - а отношения между подростками и как им в разных трудных ситуациях помогает чудо… маленькое такое, вполне земное чудо в образе зеркальца или гвоздя…
Вспоминая, почему же мне тогда в детстве не понравился этот фильм, я поняла, что причиной стало отсутствие эпилога. В основу фильма легла повесть. Там финал был другой. Все эти космические приключения оказывались в конце грандиозным аттракционом, устроенным взрослыми для детей. Типа такого огромного тренажера. А в финале открываются двери - и все замечательно: 14-летние опять попадают в свое время. А полет на Кассиопею - это еще будет когда-нибудь, потом… В фильме этот эпилог отсутствует и поэтому появление вездесущего И.И.О. в финале абсолютно необъяснимо… с точки зрения формальной логики. Его можно объяснить только одним - это тот самый драматургический deus ex machine.
Deus - в советском фильме для подростков?
Да, братцы, именно так. Бог для советских кинематографистов был той самой темой, что трогать запрещалось категорически - разве что в аспекте атеистической пропаганды. Но, как известно, для художника чаще всего интересно именно ЗАПРЕТНОЕ. И поэтому очень многие киношники в 70-х годах интересовались всяким богостроительством и богоискательством. И это не могло, так или иначе, «просочиться» на экран.
Как вам например такой диалог?
- Я так и знала, что если будет разумные существа, они будут такие, как мы.
- Это недоказуемо.
- Ты всегда споришь против очевидных фактов..
Этот диалог, в устах юных актеров в середине 70-х нес в себе еще одну смысловую нагрузку. Человек создан - «по образу и подобию» Бога. Если инопланетяне похожи на людей, значит - Бог есть. И не о том ли напоминает указующий вверх белый перст?
Я все это к чему? Одна моя новая френдесса просит помочь исполнителю одной из главных ролей в фильме - Александру Григорьеву (Паша Козелков). Обычная история - ранний взлет, слава, потом - неудачи, болезни, забвение, одиночество….
Если среди моих френдов есть поклонники двулогии - помогите, чем можете. Давайте не будем ждать милостей от Никиты Михалкова. В конце-концов, Александр Григорьев в очень юном возрасте отдал немало своих сил и времени для того, чтобы доставить радость миллионам людей.